День Земли в Городке
День Земли в Городке
Вместо дня рождения Ленина у россиян появился другой замечательный праздник – Международный день Земли. Официально он проник в Россию с 1993 года. Последние несколько лет инициативные группы экологов открывают его субботником. Очистить землю дворов и лесов Академгородка вышли сотни его самых ответственных жителей в белых перчатках и с черными мешками для мусора.
Городской субботник для многих жителей начался еще в пятницу – сотрудники детских садов, школ, других учреждений в конце рабочей недели решили успеть привести свою территорию в божеский вид. Правда, в основном на таких площадках мусором служила прошлогодняя листва. Настоящие его залежи сегодня можно встретить только во дворах и на лесных участках.
«Сибэкоцентр» традиционно собрал группу из нескольких десятков добровольцев, заботливо обмазал их антиклещевыми мелками, снабдил прочными многоразовыми ткаными мешками, способными удержать битую стеклотару, и распределил по лесам вокруг университета. «Почему только вокруг НГУ? Какая-то дискриминация!» – справедливо возмутятся жители других районов, где лесные участки замусорены в разы сильнее. Ответ прост – сбор мусора всегда осложнен его вывозом. Не нужно далеко ходить за примером не самых удачных акций по очистке территорий – достаточно вспомнить, сколько времени пролежали горы мешков прошлым летом на центральном пляже, где проводилась крупная акция «Чистофест». В этот раз транспорт предоставил добровольцам университет, поэтому вопрос о выборе участков решился автоматически.
Если не брать в расчет культуру населения, то именно проблема вывоза мусора, а не его сбора – основной бич состояния наших дворов, лесов и улиц. В частности, неудобное время приезда машин порой толкает вполне культурных жителей Городка на преступления против экологии и собственной совести. Установка мусорных урн на некоторых улицах не решила проблем. При этом обнаружилось, что вывозить содержимое не только некому, но и некуда. Забитые мусором, они быстро превращались в очаги его распространения. Обертки, фантики и пакеты разносил ветер, а непотушенные окурки еще и поджигали все, что там накопилось, делая из урн настоящие дымовые шашки. Сотрудник «Сибэкоцентра» Елена Дубынина призналась, что акции по очистке территорий хоть и демонстрируют некоторый результат, но носят, главным образом, не практический, а идеологический характер.
– В первую очередь нужно убрать мусор из человеческой головы, привить нашим людям культуру чистоты вокруг себя и показать достойный пример, – считает она. – Разумеется, настоящее решение проблемы может взять на себя только местная власть. Однако сегодня это, к сожалению, и ей пока не под силу. Дело в том, что все имеющиеся ближайшие свалки – по дороге в Кольцово и на Левом берегу – переполнены. Чтобы получить талон на вывоз туда мусора, с каждым годом требуются все более серьезные средства. Поэтому контролирующие организации часто закрывают глаза на вопиющие нарушения со стороны перевозчиков, которые вываливают мусор в окрестные леса целыми машинами.
Ярким примером катастрофического замусоривания леса может служить участок ленточного соснового бора в районе Правых Чём, расположенный между жилым сектором и Бердским шоссе. Сегодня этот лес представляет собой бесконечную свалку, убрать которую не под силу даже тысяче добровольцев. Из так называемой зоны рекреации (отдыха) он превратился в приют для бомжей, «вывоз» которых на отдельные территории сегодня также осложнен из-за закрытия ряда приютов. Похожую картину представляет собой лес по другую сторону Северного проезда, где около двух лет назад были обнаружены не только стихийные свалки, но даже отходы ртутного производства одного из разорившихся предприятий, руководство которого оказалось не в состоянии оплачивать утилизацию этих опасных для здоровья людей веществ.
Получается, что тысячи добровольцев вышли на улицы Новосибирска, чтобы совершить невозможное – сделать наш город чистым. Чтобы развеять пессимистический настрой, Елена Дубынина поделилась успешным опытом решения проблемы мусора в американском штате Айова. Оставить на улице пластиковую бутылку там равносильно благотворительности, поскольку стоимость посуды независимо от ее объема составляет $ 4, притом что с водой такая бутылка стоит всего на 50 центов дороже. Разумеется, такой оборот тары не может приносить доход производителю, поэтому бюджет штата активно участвует в реализации этих программ, освобождая производителей от ряда налогов и оказывая им некоторые льготы для сокращения издержек.
Принцип переработки пластиковой бутылки давно используется во многих странах, спасая окружающую среду и создавая цикличное безотходное производство. Во всех этих государствах производящие и перерабатывающие предприятия пользуются всесторонней поддержкой властей. Возможно, их пример для нас не самый утешительный – до организации подобного процесса на таком уровне нам пока далеко. Но кое-что можно сделать уже сегодня.
Необязательно принудительно возвращаться к временам, когда все продавалось на вес и на разлив, полиэтиленовые мешки стирались, сушились и снова шли в дело, а три пакета «чебурашек» стоили, как обед в «Золотой Долине». Хотя, признаться, и такой поворот событий был бы вполне оправдан в сегодняшних условиях. Однако небольшие мусороперерабатывающие заводы могли бы работать безубыточно. Четыре года назад мэрия планировала в разных районах города построить 15 таких предприятий. В Советском районе для решения проблемы сортировки и переработки бытовых отходов даже была создана специальная комиссия, а под мусороперерабатывающий завод решили отдать свободные площади автокомбината №7. Этим планам так и не суждено было сбыться.
Единственный мусороперерабатывающий завод в Новосибирске («МПЗ-2») закрылся год назад, проработав менее двух лет. Причиной его разорения, по словам дирекции предприятия, стала заниженная мэрией цена приема отходов и отсутствие обещанного им собственного полигона для захоронения. Ничего не слышно также и о масштабном проекте наукограда Кольцово, где чешская компания Key Industry Engineering Group к 2010 году обещала построить предприятие мощностью 20 тонн переработки отходов в сутки и стоимостью 6 миллионов долларов. Дальше всех в этом вопросе продвинулся Бердск, где, несмотря на кризис, для решения проблемы в феврале нынешнего года нашлись немецкие инвесторы, планирующие производить из отходов энергию и окупить производство за 2,5 года.
Одним из участков, заботливо очищаемых от мусора, стал многострадальный угол улицы Пирогова и Университетского проспекта, вокруг которого до сих пор идут бурные обсуждения – строить там главный корпус университета или переносить его к стадиону НГУ. «Зеленая» общественность и руководство СО РАН то активно защищают площадку от вырубки, то опускают руки, не в силах переубедить организаторов проекта в необходимости переноса строительства. На сегодняшний день на объект стоимостью 4 млрд рублей не выделено даже запланированной суммы в 100 миллионов, поэтому, несмотря на обещание ректора начать стройку уже этим летом, решение обойти вниманием любимый уголок показалось участникам акции явно преждевременным.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии