"Чудо вятской свадьбы"
"Чудо вятской свадьбы"
Этот фильм, снятый в новосибирском Академгородке, был отобран для участия в международном форуме «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология» (МРЭК-2011). Он прошел с 10 по 15 апреля в Екатеринбурге в рамках VII открытого российского фестиваля антропологических фильмов.
На международный форум и фестиваль представили свои творения Италия, Сербия, Нидерланды, Франция, Испания, Израиль, Германия, Иран, Румыния, Азербайджан. Картина «Чудо вятской свадьбы», о которой уже писала наша газета, была выбрана из нескольких сотен работ российских и зарубежных авторов. Представляли его режиссеры и авторы сценария Лариса Владимировна Перфильева и Наталья Евгеньевна Оболенская.
Валентина Ефимовна Котегова, участница форума, хранительница вятских традиций, предоставившая этнографические материалы для фильма, поделилась с «Навигатором» своими размышлениями о том, какое значение имели свадебные обряды в жизни наших предков, и рассказала немного о предыстории картины.
В старину с раннего возраста беспокоились о потомстве и продолжении рода семейного. Дети выбирали себе пару по нраву, а родителя строго, но незаметно следили за своими чадами: чем занимались, увлекались, с кем дружили, с кем заигрывали. Таков был обычай. И с детских лет готовились к замужеству: готовили свадебный костюм – вышивали, вязали кружева; готовили девушки подарки для жениха и для его родни – ведь раньше их одаривали рукодельными вещами, как показано в кино и как в жизни было. Дарила молодушка подарки и называла в первый раз свекора батюшкой, свекровь – матушкой, золовку (сестру жениха) – сестрицей, деверя (брата жениха) – братиком.
В основном взрослая молодежь сходилась на вечерках в обрядовый летний праздник Троица, когда величали наряженную березку, сравнивали с девушкой-лебедушкой, вили веночки, целовались в хороводах с избранными, а после уже начиналось сватовство. Но прежде чем идти свататься, хорошо работала «разведка»: до пятого колена узнавали, не было ли в родне жениха припадошных, калек, пьяниц, разбойников. Обследовали, как живут, с кем дружат, какое хозяйство имеют, трудолюбивы ли, добрые ли. И если всё оказывалось в порядке, продолжался свадебный обряд: сватовство – рукобитие – договоры.
Игрались свадьбы обычно после Покрова, когда заканчивались все полевые работы, уборка, заготовка. Перед свадьбой у невесты собирали девишник, прощались с домом родным, последний раз посещали баню. Последняя баня – уже переход в другую жизнь. Все это пропевается. Эти песни – как молитвы, и в них всё сказано. В них и наказы, и наставления, и поучения, и советы.
В ответе за проведение свадьбы был дружка с друзьями и сваха. В старину всякое бывало, например, невесту мог выкрасть любящий человек. Тогда свадьба срывалась. И в нашей семье был такой пример, когда старшую сестру Марию в ночь перед свадьбой выкрал из окна кавалер.
На свадьбе сваха следит за невестой, чтоб между молодыми и кошка не пробежала. А в первую ночь на подклет молодых благословляли, зерном забрасывали. Сваха постель в подклете из снопов ставила, да и приговоры знала разные. В обряде все учтено. Молодушка сапоги с молодца снимала – выказывала покорность, повиновение и уважение к мужу. А жених в конце свадьбы давал обещание родителям невесты: «Кормить буду сытно, одевать баско, жить будем полюбовно – в мире и согласии».
Вот так раньше начиналась семья – маленькая ячейка Великой России. Как говаривали, никакой не нужен клад, если в семье лад. Дружная, трудолюбивая, человеколюбивая, верующая семья – непобедимая, сильная, святая Россия. Семья – начало всех начал. Всё – и хорошее, и плохое – начинается с семьи.
Нас в семье было 9 детей. И я благодарна родителям за воспитание, что с пеленок учили труду (да, именно с пеленок). И научили всему: и хлеб растить, и города строить, и детей учить (я работала педагогом дополнительного образования 1-й категории). Научили трудолюбию и человеколюбию, ценить и уважать труд других, помогать слабым и уважать старших.
Очень люблю я свою малую родину, Вятку, и добрых, отзывчивых, общительных вятичей. Сколько после создания фильма мы приобрели новых друзей, родившихся на Вятке, а сейчас живущих по всей России!
Я работала в школах 162-й, 166-й, 60-й и коррекционной школе Бороздина. Занимались мы фольклором, народной культурой, водили хороводы, играли в обрядовые игры, сочиняли добрые сказки и разыгрывали их на сцене. Жизни учились играючи. О том, как вятские распевные песни покорили москвичей, написали в газете «Вечерний Новосибирск» от 22.02.1991. В статье «Чарующие мелодии» кинодраматург Виктор Мережко отметил высокое, народное творчество в исполнении фольклорного коллектива школы №162 из новосибирского Академгородка.
Мной для школьников был написан сценарий «Вятская свадьба» – как помню я эти обряды по рассказам нашей бабушки Надежды Васильевны и пожилых людей Кировской области, куда в глубинки ездила летами. Разыграли свадьбу в Доволенском районе НСО на первом детском фестивале в 1996 году. В 1997-м показали в пионерском лагере «Океан» (г. Владивосток), и зрителям понравилось. Они попросили: «Покажите всему миру это чудо, как раньше гуляли свадьбы на Руси, какие песни распевали!»
В 2008 году руководители Клуба народной песни Дома ученых Н.Е. Оболенская и Л.В. Перфильева написали новый вариант сценария, положенный в основу фильма «Чудо вятской свадьбы». Для съемок, которые продолжались целый год, пригласили молодых людей и представителей среднего и старшего поколения, фольклористов и членов их семей – более 150 человек. Еще год шли монтаж и озвучание. Наконец в декабре 2010 года состоялась долгожданная премьера. Полнометражный 117-минутный фильм смотрится на одном дыхании!
Прекрасные отзывы об этой картине я получила с родины вятских традиций: из Дома народного творчества Кировской области, из газеты «Призыв» Афанасьевского района Кировской области. Компакт-диски с фильмом разошлись по миру.
Многие просят совета, как организовать подобную свадьбу. Но это нелегко!
На Руси умели играть свадебки! Пусть вернутся, вспомнятся необычные распевные песни и обряды – это настоящее чудо. Посмотрите фильм и оцените.
Валентина КОТЕГОВА, старейший участник
Клуба народной песни Дома ученых СО РАН
Комментарии