Что писать, когда жизнь не в рифму?
Что писать, когда жизнь не в рифму?
С 16 по 18 ноября писатели из Москвы и Кемерово, Петербурга и Новосибирска встречались с читателями в библиотеках, университетах и книжных магазинах, часть мероприятий прошла в райцентрах нашей области. Особым вниманием пользовались три автора: писатель, критик и общественный деятель Мариэтта Чудакова (Москва), питерский прозаик Павел Крусанов и наш земляк, фантаст и поэт, Геннадий Прашкевич.
Церемония открытия Всероссийского литературного фестиваля в областной научной библиотеке прошла динамично и остроумно. Ведущие, студенты 4 курса театрального института Игорь Шаройко и Павел Тимченко задали импровизационный стиль общения, и все без исключения писатели постарались проявить себя с самой неформальной стороны.
Ярко выступил автор книги «Мифосибирск» Игорь Маранин: «Каждый из нас прожил в Новосибирске много лет. Кто-нибудь знает, где в нашем городе находится памятник Ленину, стоящему на броневике? Это не шутка, съездите в поселок РМЗ. А что связывает с Сибирью Робинзона Крузо? Во втором романе Даниэля Дефо знаменитый путешественник возвращается из Китая в Англию сухопутным путем, и на восемь месяцев останавливается в Тобольске. В этом городе есть даже бульвар, носящий имя Робинзона Крузо. Так пусть же внимательным взглядом на все вокруг смотрит каждый из нас, а не только писатели».
Кавалерия ХХI века
16 ноября в библиотеке НГУ прошла встреча с питерским прозаиком, колумнистом и телеведущим Ильей Стоговым, автором нашумевших романов «Мачо не плачут» и «mASIAfucker», переведенных на 15 языков.
– Когда я был маленьким, то думал, что литераторы – какие-то особенные люди, – сказал он. – Сегодня я не уверен, что это так. Литература занимает не свойственную ей нишу. Площадкой для высказывания стали социальные сети. А в советское время право на высказывание надо было заслужить. И советский писатель писал о чем-то необычном, чему он стал свидетелем. Сейчас все пишут обо всем – мир погряз в словах. Поэтому у нас и нет сейчас писателя номер один. Для одного это Быков, для другого Прилепин, для третьего Распутин.
– Писательство – вымершая профессия, кавалерия ХХI века, – продолжил Илья Стогов. – Только кто сейчас так воюет? Думаю, было бы гораздо лучше провести в Новосибирске вместо «Белого пятна» фестиваль компьютерных игр! Игрушки сейчас рулят миром, именно из них люди черпают основные знания о жизни. Я скептик и вообще мало во что верю. Когда мне говорят: послушай истину, я отвечаю – э, нет, погоди, дружище, дай-ка я твою истину сломаю об коленку – сдается мне, она ненастоящая! В базовых вещах мир не меняется. Человечество развивается не поступательно, каждое поколение как будто встает на одну и ту же ступень и затем спрыгивает с нее же в небытие. Дома у людей становится все меньше книг, народ несет их на помойки или в библиотеки. Мир не улучшается, он становится другим. Сегодня гораздо труднее стать героем.
Белый на белом
Новосибирскую литературу на фестивале представили 12 авторов, среди которых поэтесса Нелли Закусина, прозаик Николай Александров, драматург Юрий Мирошниченко, а также писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, руководитель портала «Белый мамонт», который делегировал на «Белое пятно» сразу пять молодых поэтесс. Жителям Академгородка наиболее известны две из них, это недавние выпускницы НГУ Даша Жданова и Саша Зайцева.
Если на прошлый фест к нам приезжали Захар Прилепин, Сергей Кара-мурза, Михаил Тарковский, а в этом году организаторы предложили новосибирцам местную молодежь, изучающую основы белого стиха, то впору говорить о серьезном понижении статуса фестиваля.
На вопрос, по какому принципу формировался состав участников Всероссийского форума, представитель оргкомитета «Белого пятна» Карина Никульникова ответила: «В соцсетях проводились опросы, кто кого хотел бы увидеть на фестивале. Чаще всего назывались имена Людмилы Улицкой и Дины Рубиной. К сожалению, в их гастрольную жизнь наш фест не вписался. Но и с теми, кто смог к нам приехать, прошли весьма интересные встречи. Массовый десант на «Белом пятне» авторов «Белого мамонта» – изюминка фестиваля. На прошлом «пятне» с участием местных литераторов возникли сложности, зато на этот раз наш город представлен в самых разных жанрах: поэзией и фэнтэзи, драматургией и историческим романом».
Что век грядущий нам готовит?
Исследователь творчества Булгакова, Олеши и Зощенко, Мариэтта Чудакова рассказала о современных интересных книгах: «Я сама – фанатка Гарри Поттера. Но для подростка важно знать, что есть и другие книги, помимо фэнтези. Многие недооценивают современную литературу. Между тем, в России интересные писатели с достойными произведениями были всегда. Сейчас это Людмила Улицкая с прекрасным «Даниэлем Штайном», есть «Бухта радости» Андрея Дмитриева. Я хорошо отношусь и к Пелевину, за его героями четко просматривается философия автора. Роман «День опричника» Владимира Сорокина меня просто поразил. В нем указан один из реальнейших вариантов развития исторических событий».
О новых тенденциях, жанрах и читательских запросах говорили на круглом столе с повесткой дня «Какое чтение может стать частью массовой культуры в ХХI веке?» Даша Жданова заявила: «Литература должна быть массовой, но сейчас вся рассредоточена по разным нишам, что способствует массовым проявлениям снобизма: читатели Достоевского презирают любителей Донцовой. Литература будущего – нечто среднее между глянцем и самиздатом, которые предлагаются публике с любовью, и читатель уже сейчас платит им тем же».
Игорь Маранин указал на то, что внимания современного человека на многое не хватает, поэтому даже киношный формат становится все короче, а ведущую роль в литературе начнут играть рассказы. Странно, что он считает рассказ самым коротким и жизнеустойчивым жанром: в сети уже сейчас самый популярный жанр – анекдот в один абзац.
Еще один новосибирский прозаик Вячеслав Шалыгин настаивал на скором исчезновении книги как носителя, поскольку все тексты полностью уйдут в Интернет – при этом язык повествования предельно упростится. С ним не согласилась министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева: «На пляж с собою планшет не возьмешь – книга останется!» Возразила она и Даше Ждановой: «Доярка читает Донцову не от того, что у нее нет доступа к текстам Достоевского. На селе сейчас очень современные библиотеки с большим подбором книжных новинок, но народ этим не пользуется – люди не читают в принципе! Что делать? Воспитывать. Только не детей, копирующих своих родителей, воспитывать надо себя. А школе необходим акцент на гуманитарную составляющую в системе образования. Те, кто хорошо учился в хорошей школе, читают книги до сих пор».
Своеобразно высказался питерский писатель Сергей Носов: «А я не уверен, будет ли вообще человек будущего читать – как, впрочем, и думать. Уже сейчас людей во многом заменяют компьютеры. Уже сейчас мы не запоминаем номера телефонов – это же лишняя информация! Вопрос только в том, что станет лишним завтра. Человек неумолимо превращается в потребителя разного рода удовольствий – от создания литературных текстов в том числе. Но нам по-прежнему «не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Отрадно одно: в ситуации тотальной «расфокусированной осведомленности» писатель не перестает писать, а читатель – думать, что у него еще будет время вернуться к «Анне Карениной»…
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии