Боится быть хуже других
Боится быть хуже других
Моя шестилетняя дочь не хочет ходить в сад и в кружки, говорит: «А вдруг кто-то будет красивее меня, а что, если у кого-то будет лучше получаться, выиграет кто-то, а не я». Как быть? Разговоры о том, что невозможно везде быть первым/лучшим никак не действуют. Мы с мужем никогда не настраивали её на лидерство, чтобы была самой-самой и т.п.
Сначала важно понять, в какой момент возникло такое отношение к садику. Если у вас хорошие отношения с воспитателями, поговорите с ними о том периоде, когда предположительно случилось событие, запустившее процесс. Необходимо тщательно продумать ход такого разговора: его цель – получить информацию, поэтому так важно остаться в этом русле и не уйти в упрёк или претензию. В этом случае воспитатель скорее всего закроется, и выявить событие будет сложнее.
Возможно, такую реакцию запустил случай при подготовке к конкурсу. Попробуйте обнаружить, чьи слова о чьих преимуществах стали основой для желания избегать сравнения.
Если стартовую ситуацию обнаружить удалось, поговорите об этом с дочерью. Например, если это произошло на конкурсе новогодних костюмов, объясните ей, что есть разные критерии оценки: кто-то смотрит на яркость наряда, кто-то на соответствие возрасту, кто-то на необычность. Сравнение – это всегда чьё-то мнение, как правило, личное, значит субъективное.
Ещё один важный момент – уровень категоричности, с которым дочь обозначает своё нежелание посещать сад. Насколько девочке в целом свойственна категоричность? Когда, в каких ситуациях и обстоятельствах она демонстрирует нечто подобное? Если дочь обычно довольно покладистый ребёнок, её избыточная на первый взгляд категоричность может сигнализировать о том, что она не справляется с тем, что с ней происходит в саду. Девочке нужно предложить помощь и дополнительные ресурсы, которые есть в саду – это друзья, интересные игры и увлекательные неконкурсные мероприятия. Помогите дочери сосредоточиться на перечисленном. Можно задавать соответствующие вопросы, проявлять интерес к этим сторонам садовской жизни, побуждая ребёнка говорить о том, что в саду вызывает у неё положительные эмоции.
Если не удастся восстановить, что запустило процесс нежелания ходить в сад, подвергаться сравнению, используйте общепрофилактические меры. Выберите более или менее нейтральную сферу интересов ребёнка и зайдите через неё.
Например, какие мультфильмы смотрит девочка? Нравятся ли ей «Смешарики»? Предлагаю поискать серии, где Нюша стремится к совершенству, чтобы стать самой красивой, но в конце выясняется, что все любят её такой, какая она есть. А стремление к совершенству только портит характер. Эта серия называется «Её звали Нюша», хотя мультиков с подобным смыслом в сериале было несколько.
Подобные серии есть у «Лунтика»: о Кузе, притворившемся индейцем из-за моря. Предлагаю посмотреть их вместе с девочкой и обсудить.
Ещё один вариант – побеседовать (скорее всего неоднократно) о том, что хорошо, когда рядом есть люди, которые в чём-то лучше, в чём-то слабее. Тогда у первых можно учиться и самому становиться сильнее, а вторым помогать, и таким образом тоже становиться лучше и сильнее.
На эту тему также есть старый советский мультфильм: волк был признанным бегуном на лыжах, чемпионом. Но он загордился, расслабился, перестал тренироваться и ни к чему уже не стремился, в итоге серого обошла команда усердных зайцев.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии