Быть ли губернатору избранным?
Быть ли губернатору избранным?
Государство возвращается к прямым выборам высшего должностного лица субъекта РФ. С 1 июня вступил в силу Федеральный закон №40-ФЗ, определивший порядок выборов губернатора. Прокомментировать основные положения закона и рассказать об особенностях его функционирования в Новосибирской области мы попросили депутата Законодательного Собрания Данила ИВАНОВА.
– С этого года правительство взяло курс на либерализацию всей политической системы. В первую очередь это касается политических партий. Сейчас значительно упростилась процедура регистрации: для того, чтобы организовать свою партию – региональную или общероссийскую, необходимо 500 действующих членов. Дальнейший процесс либерализации выразился в переходе от назначения губернаторов к прямым выборам.
Однако «прямыми» в том виде, какими они были раньше, их назвать трудно. Избиратель в день голосования может и не понять тех изменений, которые предусмотрены новым законом: вы приходите на участок, голосуете за своего кандидата, которому нужно будет набрать более 50% голосов от всех проголосовавших. И если он их не набирает, будет второй тур, где кандидат уже будет избираться большинством голосов. В действительности же зачастую решающим будет не только результат самих выборов, но и процедура выдвижения и регистрации кандидатов на пост губернатора, в которой по новым правилам предусмотрен ряд ограничивающих изменений.
Прежде всего, есть так называемые фильтры на выдвижение кандидата на пост главы региона. Рассмотрим их подробнее.
«Партийный фильтр». В связи с упрощением регистрации партий федеральное законодательство допускает регистрацию кандидата на должность губернатора в порядке самовыдвижения. В нашем региональном парламенте, несмотря на предложение фракций «Справедливая Россия» и КПРФ регистрировать кандидатов-самовыдвиженцев, эту возможность исключили. В итоге будущий губернатор Новосибирской области обязательно должен быть выдвинут какой-либо партией.
«Муниципальный фильтр». Федеральный закон предусматривает необходимость кандидату на должность губернатора получить поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований соответствующего субъекта РФ. Законодательный орган региона сам принимает тот процент, который необходим, чтобы политическое объединение могло выдвинуть кандидата в губернаторы. В Новосибирской области, несмотря на дебаты между партией власти, которая была заинтересована в большем проценте, и оппозицией, которая, соответственно, настаивала на меньшем количестве подписей, в итоге сошлись на минимальном – 5%.
Что касается «муниципального фильтра», разберем его на примере цифр. У нас в области около 6000 депутатов разных уровней. 5% – это 300 человек. На первый взгляд, число небольшое. Но на сегодняшний день возможность набрать такое количество подписей из членов партии есть только у одной, максимум двух партийных структур, помимо действующей партии власти. Особенно затруднительно будет преодолевать этот барьер новым партиям, которые не имеют регионального резерва депутатов.
Еще одно существенное ограничение – среди подписавшихся должны быть представители не менее ¾ муниципальных и городских округов (в абсолютном выражении на данный момент это 27 районов и округов). Эта норма направлена на то, чтобы учесть мнение избирателей не одного района, а всей области. Таким образом, исключена ситуация, когда кандидат собрал достаточно подписей с представителей одного-двух районов и принял участие в выборах. С одной стороны, норма справедливая, но с другой – она опять-таки создает серьезный барьер для регистрации кандидата. С учетом немногочисленности депутатского корпуса в некоторых муниципальных образованиях области и возможности давления со стороны администрации для оппозиционных кандидатов это станет значительным препятствием к выдвижению.
Конечно, на фоне соседних регионов наш закон достаточно демократичный за счет минимального барьера сбора подписей. Но, тем не менее, будущим кандидатам, которые захотят побороться за власть в области, надо будет провести серьезную работу по выдвижению. Надеюсь, новые нормы не станут инструментом устранения неугодных кандидатов и, по сути, назначения «нужных», а позволят представить на выбор действительно сильных претендентов на пост главы области с программой, которая находит широкую поддержку у жителей всего региона.
Подготовила Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Комментарии