Автопробег «Полярная восьмёрка»
Автопробег «Полярная восьмёрка»
Хочу поделиться своими впечатлениями о первом из двух автопутешествий по необъятным просторам нашей Родины, которое я совершил вместе со своим другом Юрием Тиуновым, большим любителем нетривиальных маршрутов по сибирским дорогам.
«Полярной восьмёркой» наше путешествие мы назвали по простой причине: если отметить на карте основные точки маршрута «Новосибирск – Каргасок (зимник) – Стрежевой – Нижневартовск – Сургут – Нефтеюганск – Ханты-Мансийск – Нягань – Приобье (зимник) – Берёзово (зимник) – Лабытнанги – Салехард – Аксарка (зимник) – Надым (зимник) – Пангоды – Новый Уренгой – Тарко Сале – Нижневартовск (зимник) – Игол (зимник) – Орловка – Венгерово – Куйбышев – Новосибирск», соединить их непрерывной линией и добавить чуть воображения, то действительно получится цифра 8.
В нашем путевом листе часто встречается слово зимник. Дело в том, что на автомобиле до многих из перечисленных выше мест можно добраться только зимой, когда непролазная грязь замёрзнет, покроется твёрдым снежным покровом и милостиво позволит автомобилистам полюбоваться красотами сибирской природы. А в остальное время года к вашим услугам самолёты, вертолёты, пароходы, баржи и прочие достижения человеческой цивилизации.
Путь длиной 5360 километров мы благополучно преодолели за восемь дней.
Путешествие имело определенные цели: 1) астрономическо-географическую: побывать в Салехарде, расположенном точно на Северном полярном круге; 2) историческую: посетить музеи в Нарыме (место политической ссылки), Берёзове (место ссылки Александра Меншикова), проехать вдоль заброшенной Трансполярной магистрали (501-503 сталинские стройки); 3) этнографическую: посмотреть жизнь народов Севера (ханты, манси, ненцы); 4) гастрономическую: поесть муксуна, нельму, чира, а также сосьвинскую сельдь (тугун); 5) развлекательную: посмотреть северное сияние, ледовые переправы, зимники, леса, болота, тайгу и тундру.
Переехав на противоположный берег Оби (по ледяной дороге!), направились в сторону города Нарым и, конечно, не смогли пройти мимо музея политической ссылки. Ещё бы, здесь коротали время Сталин, Куйбышев и другие пламенные революционеры. Когда-то Нарым был богатым купеческим городком. Сейчас в это верится с трудом. Прошло время, изменились торговые пути, да и революция сделала своё дело...
Погрустив о судьбах русского народа, двинулись дальше по зимнику через село Каргасок (Томская область). Дорога была непростой: снежные заносы, застрявшие в снегу автомобили... Пришлось изрядно помахать лопатой, помогая себе и попутным машинам выкапываться из снежных ловушек. Хорошо, что вблизи населённых пунктов водится дорожная техника. Пара раз помощь тракторов была явно не лишней!
Едем предельно аккуратно, что не мешает любоваться природой и... нефтяными месторождениями с соответствующим оборудованием для добычи чёрного золота.
Миновав Каргасок, направляемся в сторону Нижневартовска. Далее следует Сургут и, наконец, Ханты-Мансийск. Здесь сделали небольшую остановку, чтобы посмотреть на... местных мамонтов! Они привольно разгуливают в городском парке. Единственный минус – мамонты не настоящие. Но и скульптурные изображения этих гигантов оставили большое впечатление. Погладив мамонта по хоботу, выбираемся из Ханты-Мансийска и доезжаем до Нягани, где и останавливаемся на ночлег в очень неплохой гостинице. Отдых был просто необходим, ведь наутро предстояла тяжёлая дорога до Салехарда.
Хорошая магистраль сменилась очередным зимником, но трудный путь был вознаграждён. Нас приветливо встретил посёлок Берёзово – место ссылки Александра Меншикова (здесь и похоронен), князя Долгорукова и, позже, большевиков. При въезде в посёлок покормили местную собаку и пообедали сами, попробовав в кафе деликатес – рыбу муксун.
А нас уже ждали города Лабытнанги (находится за Полярным кругом) и Салехард (на Полярном круге, о чём информирует стела, установленная в городе). По дороге встретили колонну... мотоциклов «Урал», также направлявшуюся в сторону Салехарда. Оказалось, это участники экстремального мотоциклетного маршрута Ирбит – Салехард (более 20 человек из нескольких стран). В полной мере оценили смелость мотоциклистов (ведь и на полноприводном автомобиле ехать было тяжело!) и двинулись дальше. В Салехард прибыли уже ночью, с трудом нашли свободный номер, объехав несколько гостиниц, и, наконец, смогли отдохнуть. Утром, посмотрев город и заглянув в местный музей (кстати, очень интересный), тронулись в путь. И снова зимник (уже который по счёту). Дорога очень серьёзная. Грузовики здесь не всегда быстро доезжают до места назначения. Немного не повезло и нам: чуть зазевались и... спасибо УАЗику, вытащившему нашу машину!
Путь по зимнику лежал параллельно печально известной стройке 501 – заключённые строили здесь железнодорожную ветку, идущую в Салехард. Сколько жизней положено на этой стройке... Нам было грустно смотреть на результат... Бараки заключённых, разрушенные мосты, рельсы, лежащие на практически сгнивших шпалах, покосившиеся телеграфные столбы...
Очень хотелось увидеть коренных жителей этих мест – ненцев, как и сотни лет назад живущих рыбалкой и охотой. Рассчитывали посмотреть и их транспорт – оленьи упряжки. Но цивилизация берёт своё – вместо оленей охотники всё чаще используют снегоходы. Мы увидели ненцев, подъехавших к заправке, чтобы накормить своего «железного оленя». Говорят, что они очень трудолюбивый народ. А иначе в этих краях не выжить!
Путешествие наше постепенно подходило к концу. Всё ближе мы подъезжали к дому, а по дороге любовались Васюганскими болотами (самыми большими на Земле по площади!) и мечтали о своей маленькой нефтяной скважине. Но, увы, нефть в нашей стране принадлежит совсем другим... Среди них нет Величко и Тиуновых.
Зато у нас осталась масса впечатлений об интересных местах, приветливых людях и непростой истории Сибирского края!
Евгений ВЕЛИЧКО
Комментарии