«А пингвинов видела?»
«А пингвинов видела?»
Кафетерий университета. Людей за столиками немного, но сразу ее не узнала. Сейчас она сидит с картой, на которой непонятные для меня линии, что-то учит. А совсем недавно шла по белым снегам к Северному полюсу.
Марина Фидлер – студентка первого курса геолого-геофизического факультета НГУ. На первый взгляд и не скажешь, что она прошла больше 100 километров по льду, сумела покорить Северный полюс. 12 апреля Марина и еще шесть юных полярников из разных уголков России под руководством опытных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина ступили на белоснежные просторы, высадившись на российской базе «Барнео».
– Когда в интернете увидела, что проводится отбор для путешествия на Северный полюс, подумала, что это бредовая идея и вовсе нереальная. Сначала никому не сказала, что отправила анкету на участие – подумала, что смеяться будут (улыбается). Даже родители вначале не знали. Но я загорелась этой идеей!
Через некоторое время меня пригласили в Карелию, где проходил отбор из 19 ребят: кто получит право отправиться на полюс. Только когда получила это приглашение, сказала родителям, поставив их перед фактом, что еду на конкурс. Они восприняли это хорошо. Особенно, когда мама услышала фамилию Шпаро, ей идея тоже понравилось. В Карелии комиссия смотрела на нас, на нашу физическую подготовку, на поведение. Семеро ребят в итоге получили возможность совершить путешествие на Северный полюс, – рассказала предысторию Марина.
21 апреля ровно 100 лет назад первые люди ступили на земли, сплошь покрытые снегом. Именно к столетию открытия Северного полюса было приурочено путешествие юных полярников.
14 апреля после обеда они стартовали к самой северной точке земного шара.
– Перед тем, как отправиться в поход, я прочитала немного о полюсе: как люди с трудом добирались до него, даже погибали. Было страшно из-за неизвестности.
Мы выходили в путь в девять утра и шли до восьми вечера. Ну, как вечера?! Там все время полярный день, так что всегда светло. Погода была солнечная, температура примерно минус 20-25 градусов. Вот только ветер неприятный! А так довольно тепло около полюса. Как-никак там тоже весна!
Все ребята тащили санки весом около 50 килограммов, а руководители взяли вес больше. Торосы (нагромождение льда) сложно с санками преодолевать, много энергии и сил тратится.
Борис Смолин вез с собой сковородки и смеси для блинчиков. Как добрались до полюса, жарили их. А по пути питались сублимированной кашей и мясом. Еще до выхода мы на каждый день по отдельным пакетам разложили еду. Готовили сами для себя, только дежурные воду на всех грели.
Один раз было по-настоящему страшно, когда Матвей Шпаро упал в воду. Но все обошлось. Он выплыл, обогрелся, и мы пошли дальше.
Шли по 50 минут, 10 – отдыхали, а на обед нам отводилось 20 минут. Но физически было не сильно сложно. В обычных походах бывает рюкзак намного сложнее нести, чем санки везти. Костюмы удобные, качественные. Не то что когда в любой другой поход идешь – наденешь, что попалось. Тут снарядили отлично!
С нами шел кинооператор. Так что остались записи нашего путешествия. Но и у ребят были свои фотоаппараты. Конечно, их приходилось разогревать: они замерзали на холоде, – поделилась своими впечатлениями и воспоминаниями юная полярница.
Марина – девушка спортивная. Сейчас занимается подводным плаванием. А после путешествия на Северный полюс, когда не прошло еще и двух недель, она снова отправилась в путь:
– Если честно, ехать не планировала! Но на 4 дня все-таки съездила на туристический марафон. Это проходило в Журавлеве, на границе Новосибирской и Кемеровской областей. Там по непроходимым лесам и болотам собирали «контрольные пункты». Приехала домой – ощущение было, что меня два часа били. Вся исцарапанная! По правде, с этого марафона у меня даже больше впечатлений, чем с Северного полюса. Устала сильнее, сгорела на солнце. На жаре тяжелее, чем на холоде. Когда холодно, одеваешься теплее, а в жару ничего не спасает, – рассказала Марина и поделилась задумками на будущее. – Планов у меня туристических много. Например, ни разу еще не была на Алтае! Вот летом туда на практику университетскую поеду.
География мест, откуда съехались ребята для похода на полюс, была самой разнообразной: Чувашия, Башкирия, Рязань… Марина сейчас продолжает общаться со своими сопутешественниками:
– Ребята спортивные все поехали, духом сильные. Никто не жаловался, что устал или идти не может. Некоторые даже порывались все дальше и дальше идти, все быстрее и быстрее!
20 апреля вечером мы финишировали. Получилось, что около двадцати километров лишних прошли. Там ведь льды дрейфуют, все время двигаются. Вот нас и относило в сторону.
Прибыв к своей цели, мы установили флаги каждой области, откуда были полярники. Но затем их заменили общим флагом – российским. Но и его потом забрали. Смысла оставлять не было, ведь через некоторое время все равно смещаешься из-за дрейфа льдов.
На Северном полюсе встретили группу туристов из Норвегии. Они за свое путешествие около 20 тыс. евро заплатили. В их делегации даже один русский был. Мы пробыли там около двух дней, пока ждали журналистов, которые из-за погодных условий не могли до нас добраться. Ели, спали, с норвежцами общались… Было такое чувство, что время замерло, что оно остановилось. Один большой день – ведь светло всегда!
У Марины осталось много пейзажных, природных воспоминаний, хотя уже, по ее словам, все начало забываться:
– Когда шли, все казалось одинаковым. Снега, снега… Ощущение пустоты присутствовало. Но были и красивые моменты. Когда выходишь из палатки, а лед подсвечивается, или когда солнце светит и поземка метет. Солнце на Севере как будто у нас, в Сибири, в шесть вечера: низкое и яркое. В один день мы шли и шли, вокруг все одно и то же. И вдруг на пути огромная льдина голубого цвета! У нас таких не встретишь.
Когда прошло уже больше двух недель, как я вернулась с полюса, путешествие начало забываться. После возращения не осознаешь, где был. Нам так и сказали, что осознание позже придет.
Марина сказала, что ее родители гордятся дочерью. А тут есть чем гордиться! Не каждый сможет оказаться на Северном полюсе. Друзья также не оставили без внимания ее путешествие. Больше всего их интересовало, видела ли полярница пингвинов? Но их там нет, однако говорят, что иногда туда заходят белые медведи. Девушка их тоже не повстречала и не хотела бы такой встречи: это опасно. Но есть что рассказать помимо медведей и пингвинов. Теперь Марина Фидлер может поделиться своими впечатлениями о путешествии к самой северной точке планеты – к Северному полюсу.
Светлана ЯЗЫКОВСКАЯ
Комментарии