1984: Будущее приходит «вместо»…
1984: Будущее приходит «вместо»…
Будущее приходит «вместо»…
Однажды во время тревожного и невеселого новогоднеготоржества мне довелось услышать следующее мнение: «В легкомысленныевосьмидесятые годы люди были уверены в завтрашнем дне и перед Новым годомподнимали бокалы не за то, чтобы найти нормально оплачиваемую работу с трудовойкнижкой и заплатить за квартиру, а за торжество коммунизма во всем мире». Суждениеэто не совсем соответствует действительности.
Вспоминаю наши разговоры – пяти-, шестиклассников иродителей – у новогодней елки восьмидесятых.
– Какие желания будем загадывать? – спросила я у своихприятелей – Наташи и Егорки, в квартире которых напросилась встречать Новый год.
– Чтобы не было атомной войны, – серьезно сказалЕгорка.
– По-моему, она все равно будет, загадывай не загадывай.Если уж они задумали нас уничтожить, улучат момент во время какого-нибудьпраздника, когда никто не ждет, и нанесут удар, – высказалась Наташа.
– А что, если это произойдет сейчас, в Новый год?
Мы испуганно замолчали и посмотрели на часы. Было одиннадцать.
– Я видел в кино, как сломалась какая-то атомнаяустановка, и люди чинили ее в полиэтиленовых костюмах с капюшонами. Выходит,полиэтилен не пропускает излучение. Я тогда взял и сделал себе такой же. Есливойны не будет, все равно пригодится – можно весной, когда клещи, в лес ходитьи папоротник собирать. А вот смотрите, какой у меня рюкзак с самыминеобходимыми вещами – на случай, если надо будет бежать в бомбоубежище. Из книгя взял справочники по физике и математике, чтобы учить, пока там сидеть будем.
В это время раздался призыв спешно накрывать на стол,чтобы не опоздать к новогоднему концерту. Наташина мама начала передаватьблюда: гусь с яблоками, холодец, котлеты, баранина с картошкой, сельдь подшубой, три салата, торт черемуховый, пирог с курагой, торт песочный шоколадный,ананасы, яблоки, апельсины, сок манго…
– После двенадцати будет концерт зарубежной эстрады, –сказал Наташин отец. – Надо записать его на магнитофон.
На стол водрузили катушечный магнитофон «Астра».
– Убавьте звук телевизоров в другой комнате и накухне. Чего они там шумят? – скомандовал отец и включил песню «Феличита» наитальянском языке. – И ведь такой музыки там, на Западе, как грязи, – субеждением сказал он, – а нам все это показывают раз в неделю в «Утренней почте».
– Там не только музыка, но и вообще все лучше, – совздохом отозвалась Наташина мама. – Вон, посмотрите картинки в журнале«Англия». Какое все красивое, яркое! А главное, в магазинах все товары непросто так дают, как у нас, а каждый заворачивают в бесплатный пакетик – не то,что у нас, где все ходят со своими пакетами, а потом их стирают и сушат. Иавтомобили имеются почти у каждого.
– Представляю, сколько там выхлопных газов, – заметилаНаташа.
– И зачем им каждый раз новый пакетик? Лишний мусорсоздавать? – засмеялся Егорка.
– Вы еще маленькие и ничего не понимаете, –назидательно сказал отец. – Берите свои тарелки и идите к себе.
Мы взяли тарелки и, устроившись возле елки, продолжилиразговор.
– Нам в школе учительница рассказывала, что согласноодному из планов атомная война должна начаться в 2000 году, и, между прочим,Академгородок значится среди городов, которые следует уничтожить в первуюочередь, потому что здесь научный центр.
– В 2000 году?! Какой ужас, ведь мы будем еще совсеммолодыми и ничего не успеем сделать. Что же мы оставим после себя?
– Значит, надо все делать быстрее, а не житьчерепашьими темпами! Учиться надо лучше, чтобы поступить в институт с первойпопытки, окончить его и успеть сделать важные научные открытия. Может быть,они-то мир и спасут.
– Да, я как раз собирался заняться проектированиемкосмических кораблей с искусственной гравитацией и самому полететь на Марс…
– Так ты их прямо сейчас проектируй, пока естьвозможность, – хотя бы то, в чем уже разбираешься, а то в 2000 году намвсем не до того будет! Тогда мы станем только своим физическим выживаниемзаниматься. Представь, какая разруха настанет, если вообще кто-нибудь выживет!
– Ничего, все постепенно направится, – вмешалась вразговор бабушка, – люди ко всему адаптируются. Вот я, например, родилась в1910 году. Представьте, сколько всего произошло за это время! И, тем не менее,люди ко всему привыкли и приспособились.
В этот момент часы начали бить двенадцать. Все замерлив напряженном молчании. Вдруг раздался оглушительный грохот. Мы вздрогнули.
– Не бойтесь, это хлопушки у соседей, – успокоила насбабушка. – Уж настоящие взрывы я знаю: за свою жизнь их порядком наслушалась.
В десять минут первого мы окончательно уверились, чтов этот Новый год коварного нападения не состоится, и наши разговоры стали болеебеззаботными.
– Представляете, сколько всего нового появилось с 1910 года!– восторженно заговорила Наташа. – И пассажирские самолеты, и телевидение, илюди в космос полетели. А ведь в наше время тоже все будет меняться!Вообразите, что в автоматах возле магазина по Терешковой, 12 будет продаватьсяне только газировка, но также кофе, чай и пирожные, в телефонных будках рядом сними установят видеотелефоны, вскапыванием клумб и поливом цветов во дворахзаймутся роботы, а в Ботсаду будут носиться летающие автомобили. Даже неверится, что все это будет здесь, у нас, в Академгородке, на этих самых улицах!
– Ребята, вы повторяете ошибку всех, кто пытаетсяпредставить будущее, – сказала бабушка. – Вы представляете себе элементыбудущего прямо «поверх настоящего». Когда люди думают о будущем, особенномолодые, которые еще не видели вокруг себя резких изменений, им кажется, якобывсе новое появится в дополнение к тому, что есть. Но это не так. Будущее всегдасметает то, что было. Вы не успеете оглянуться, а того, к чему вы привыкли ибез чего не мыслите своего существования, и след простыл. Поэтому, думая обудущем, всегда знайте: будущее приходит не в придачу к настоящему, а вместонего. А настоящее уходит навсегда, хотя в это почему-то никто никогда не верит.
Елена СОЛОВЬЕВА.
Комментарии
Надо как то чаще к людям выходить что ли. Если запереться в квартире да начать накручивать себя на почве каких-нибудь фобий, еще не то может почудиться.
В общем тот Новый год, помнится, встретили буйным весельем. 30-31 ходили на лыжах по Обскому морю. Весь вечер и всю ночь веселились, пили,ели, песни пели, на скак ходили, на горку. На ней все себе отбили и чью то шапку потеряли. Спать упали часов уже в 8. НО никто ни разу не вспоминал ни про злых американцев, ни про Рейгана, ни про бомбы.