Звездные встречи «СибАстро-2008»
Звездные встречи «СибАстро-2008»
Звездные встречи «СибАстро-2008» В Новосибирске состоялся третий Сибирский астрономический форум «СибАстро-2008», организованный Новосибирским приборостроительным заводом при поддержке мэрии. Десятки астрономов-любителей приехали посмотреть хорошо вооруженным глазом на звездное небо из Новосибирска, Барнаула, Омска, Новокузнецка, Иркутска и Казахстана. Они собрались в одном из пионерских лагерей, чтобы подвести итоги наблюдения августовского солнечного затмения и поделиться друг с другом накопленным с прошлого форума поистине астрономическим опытом.>>>
В Новосибирске состоялся третий Сибирский астрономический форум «СибАстро-2008», организованный Новосибирским приборостроительным заводом при поддержке мэрии. Десятки астрономов-любителей приехали посмотреть хорошо вооруженным глазом на звездное небо из Новосибирска, Барнаула, Омска, Новокузнецка, Иркутска и Казахстана. Они собрались в одном из пионерских лагерей, чтобы подвести итоги наблюдения августовского солнечного затмения и поделиться друг с другом накопленным с прошлого форума поистине астрономическим опытом.
С погодой астрономам на этот раз не повезло – обе ночи небо было плотно затянуто облаками, и только днем появлялось солнце, на которое участники форума могли полюбоваться в любезно предоставленные телескопы производства НПЗ. Неудавшиеся ночные наблюдения скомпенсировало присутствие маститых российских астрономов, которые не просто выступили с интересными докладами, но в течение всего мероприятия были открыты для свободного общения, а один из участников прокатил всех гостей на воздушном шаре.
Впервые форум «СибАстро» состоялся в 2006 году, а его почетным гостем стал большой любитель и знаток астрономии доктор физматнаук космонавт Георгий Гречко. В этом году звездами «СибАстро» работали: директор Иркутской обсерватории, член правления Евроазиатского астрономического общества, потомственный астроном в третьем поколении Сергей Язев, заслуженный деятель искусств, руководитель детской студии «Старая мельница», член Союза кинематографистов, оператор и режиссер Леонид Сикорук, сотрудники астрофизического комплекса НГУ Альфия и Игорь Нестеренко, член Федерации воздухоплавания, пилот аэростата Леонид Качев, а также ведущие инженеры, конструкторы, оптики и представители руководства Новосибирского приборостроительного завода, среди которых был автор книги о затмениях «Дракон, пожирающий Солнце» Сергей Масликов.
ПЛАНЕТАРИЮ – БЫТЬ!
С недавнего времени астрономия окончательно исчезла из школьной программы. При этом на протяжении последних десятилетий эта наука шагнула далеко вперед – 90% информации о небесных телах и явлениях получено в конце 80-х – начале 90-х. И вся эта информация проходит мимо российских детей, которые могут восполнить пробел только из специальной и популярной литературы или от преподавателей астрономии в профильных кружках. Специалисты пожимают плечами, сетуя на узкий кругозор чиновников Министерства образования, принимающих столь нелепые решения. Благодаря солнечным затмениям 2006 и 2008 годов, которые проходили в нашем регионе, интерес к астрономии сильно вырос. Полное затмение 1 августа наблюдали десятки тысяч людей, среди которых были и первые лица города.
– Я видел фотографию, на которой мэр Городецкий, удивленно открыв рот, наблюдает полное затмение, – рассказывает Леонид Сикорук. – Его консультировала Елена Луговская, преподаватель Сибирской геодезической академии. Оторвавшись от созерцания чуда, мэр заявил: «Будет в Новосибирске планетарий!»
Мэрия дала согласие на строительство большого, великолепно оборудованного планетария на Ключ-Камышенском плато. Объем финансирования составит более 200 млн руб., из которых 90 млн руб. уже заложены в бюджет 2009 года.
Идея планетария принадлежит Леониду Сикоруку, который, возвращаясь с первого форума «СибАстро-2006» вместе с Антоном Савельевым, обсудил с ним возможность строительства любительской обсерватории в Новосибирске. Подумали и решили, что просто обсерватория никому неинтересна, а вот в комплексе с планетарием, чтобы туда ходили все новосибирские школьники и студенты – проект перспективный. С таким предложением Сикорук и явился в мэрию, где, к своему удивлению, практически сразу нашел понимание и поддержку городских властей. Если бы в нашем городе был хороший планетарий с большой обсерваторией, Новосибирск отлично бы заработал на солнечном затмении, как это обычно происходит во всех цивилизованных странах.
Мысли о необходимости быть ближе к звездам никогда не покидали Леонида Сикорука. Именно ему принадлежит идея начать в конце 70-х годов серийно выпускать бытовые телескопы «Мицар», за счет массового экспорта которых НПЗ потом выжил в тяжелые 90-е. В конце века «Мицар» был назван в Великобритании телескопом года. Предложить начать изготавливать совершенно новый, розничный продукт консервативному и неповоротливому заводу советского образца, многие годы работавшему по оборонной тематике, смело и наивно. Но предложение было воспринято и получило живой отклик, во-первых, потому что человек действительно «говорил дело», а во-вторых, потому что это дело он знал, как свои пять пальцев, которыми за долгую жизнь сконструировал с многочисленными учениками не один телескоп.
НАУКА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ
Несмотря на присутствие первых лиц российской астрономической науки и производства оптических приборов, целью астрономического форума является не обмен уникальными знаниями – об этом ученые пишут статьи в научные журналы. Самая большая радость для астронома-любителя – это увлечь за собой в звездную бездну маленького участника. Большинство участников приехали с детьми от 5 до 20 лет, а руководители астрономических кружков – с небольшими группами учеников. Самых маленьких астрономов счастливые гуру поднимали к окулярам телескопов, если ребенку не хватало роста. Главный инженер НПЗ Александр Дейснер искренне признал, что заводу будет для кого работать, пока продолжаются такие форумы, как «СибАстро», и пока молодым людям интересно, что происходит в необъятном космическом пространстве.
Среди учеников Сикорука, которыми он гордится, был знаменитый театральный актер Андрей Болтнев, известный широкой публике по главной роли в фильме «Мой друг Иван Лапшин» и по роли предателя Кротова в «Противостоянии». «Его так и не достроенный телескоп хранится у меня на даче», – с грустной улыбкой говорит Леонид Сикорук. Другой его ученик, Антон Савельев, занялся телескопостроением всерьез. Его компания «Астросиб» производит телескопы Ньютона и Ричи-Кретьена 360-500 мм для любительской астрономии. Слово «любительский» в контексте форума приобрело совершенно новый, противоположный смысл.
– Астрономия сегодня стала пристальным предметом изучения любителей, и сейчас можно с уверенностью сказать, что многочисленные любители знают о ней гораздо больше, чем редкие профессионалы, занимающиеся узкими областями этой науки, – объяснил директор обсерватории Иркутского университета Сергей Язев. – Подавляющее большинство открытий новых звезд, комет и астероидов принадлежат любителям, без которых развитие этой науки сегодня немыслимо.
ОСТЫВАЕТ ЛИ ЗЕМЛЯ?
Сергей Арктурович Язев – человек с экзотическим отчеством, которое досталось ему волею деда Ивана Язева, организатора Новосибирского института геодезии и картографии. Он дал своему сыну имя Арктур по названию одной из самых ярких звезд ночного неба (альфа созвездия Волопаса), а дочери – Гемма (альфа Северной Короны). Гемма Язева до недавнего времени работала режиссером в театре «Красный факел». Сергей Язев открыл программу докладом о необычной форме солнечной короны во время затмения 1 августа 2008 года, которое он наблюдал в пустыне Гоби в составе иркутской астрономической экспедиции. Он объяснил, что с падением солнечной активности корона становится менее эллиптической и более «пышной» по окружности. По фотографиям с «Аполлона-12» лепестки короны достигают размеров до 50 радиусов Солнца (более 30 млн км, половина расстояния до Меркурия). Форма короны и расположение шлемовидных лепестков (корональных стримеров) зависит от конфигурации магнитных полей над поверхностью Солнца, которая в свою очередь связана со степенью солнечной активности. Нейтральные линии магнитных полей, как правило, проходят по центру корональных стримеров. При максимуме солнечной активности такая линия проходит по экватору Солнца, и в проекции стримеры накладываются, загораживая друг друга и делая общую картинку похожей на лысую голову с ушами. При минимуме солнечной активности нейтральные линии далеки от экватора и выгибаются по поверхности, поэтому корона выглядит более «пушистой».
Средняя продолжительность цикла солнечной активности в течение веков стабильно держится на отметке 11 лет – это напрямую связано со скоростью вращения и размерами нашей звезды. Но сегодня все прогнозы рухнули – пошел уже 12-й год цикла, при этом наблюдается продолжительное тяготение активности к минимуму. Последний минимум солнечной активности был в 1996 году, последние пятна на Солнце наблюдались в июле этого года. Ожидалось повышение. Но активность продолжает спадать, цикл затянулся. Апокалипсиса, впрочем, не предвидится – такая задержка цикла уже наблюдалась в 1913 году, после чего все вернулось на круги своя. Но о чем это говорит и что предвещает?
Как любая наука, астрономия дает больше вопросов, чем ответов. Некоторые ученые предполагают остывание Солнца и опасность начала очередного ледникового периода, но их теории умозрительны – реальными подтверждениями своих подозрений они не располагают. Другие ученые выяснили, что при удлинении цикла солнечной активности средняя температура на Земле незначительно падает, и наоборот. Некоторые эксперты-астрономы полагают, что явление так называемого глобального потепления совсем не так глобально, как его описывают, а временное потепление планеты связано с предыдущим коротким циклом. Это может означать, что в ближайшие 10 лет на Земле можно прогнозировать временное похолодание.
АСТРОНОМИЯ СВЫСОКА
Одна из самых серьезных проблем для астрономов – это погода, управлять которой пока никто не научился. Выбор места наблюдения солнечного затмения для этих людей всегда сопряжен с лихорадочным анализом облачности в разных районах, просмотром прогнозов на всех возможных ресурсах – местных и федеральных, расчетом движения циклона и подготовкой к самому худшему варианту развития событий. Кардинальное решение проблемы – расположиться высоко в горах, где перемены погоды происходят ниже уровня наблюдательной площадки. Выпускник НЭТИ, бывший сотрудник Института солнечно-земной физики Леонид Качев предлагает еще более радикальное решение – наблюдение неба с теплового аэростата (воздушного шара). Единственная проблема, с которой, по его словам, вполне можно побороться, – это стабилизация изображения. Но аэростат не вертолет, своих вибраций он не производит, в ветреную погоду наблюдать небо с него не получится, а в остальное время легкое покачивание можно скомпенсировать, выбрав грамотное конструктивное решение.
Первые астрономические полеты на аэростатах с научными целями предприняли французы. Они летали в открытых гондолах, поднимались очень высоко – на 4-5 км, и пилоты иногда гибли от кислородного голодания. В конце 50-х годов начались американские полеты астрономов в стратосферу. Астронавты в герметичных скафандрах поднимались на высоту около 30 км и по окончании работ прыгали оттуда с парашютами. Сегодня аэростаты поднимают только инструментарий, которым управляют с земли, и вернуть это оборудование в целости и сохранности уже невозможно – десантирование дорогой системы чаще всего заканчивается для нее трагически, методом так называемого запланированного несчастного случая. Но такие затраты себе может позволить только очень богатое государство, да и то они производят перед посадкой тщательное метеорологическое зондирование, а скромный астроном со своим любимым телескопом никогда не расстанется. Но для чистого звездного неба ему и не нужно брать такие «опасные» высоты. В этом году Леонид Качев принимал участие в организации наблюдения солнечного затмения с теплового аэростата пятью группами из сибирских городов под эгидой яхт-клуба Royal Marin и Фонда развития малой авиации, которое, однако, не состоялось из-за выбора слишком ветреного места самими заказчиками.
– Сильный, внезапно поднявшийся ветер не позволил нам взлететь и наблюдать бегущую по поверхности моря тень, – сокрушается Леонид Качев. – Полетали мы только на следующий день. На самом деле проблема стабилизирования оптической системы на аэростате независимо от наличия или отсутствия ветра требует отдельного решения. Нужно суметь компенсировать движения с помощью гиростабилизации, и тогда можно будет на высоте 2-3 км наблюдать астрономические объекты. На этот счет есть интересные идеи. Астрономические наблюдения с аэростатов – это ведь совершенно незанятая ниша. В следующем году, когда состоится затмение в Китае, где многомиллионный загазованный Шанхай не даст людям хорошей видимости, можно было бы отлично выйти из этой ситуации, поднявшись высоко над пыльным мегаполисом.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии