Зелёный свет технологиям
Зелёный свет технологиям
На форуме «Городские технологии – 2018» сотрудники Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН рассказали о разработанных моделях и методах анализа и оптимизации транспортной сети, созданных для повышения комфорта в мегаполисе.
Порядок движения на дорогах регулируется множеством знаков, светофоров и правил, а любое, даже небольшое изменение в существующей системе влечёт за собой перераспределение потоков транспорта. На основе входных данных – плана города, информации об интенсивности потоков, существующих ограничениях и бюджета – разработанный учёными ИВМиМГ СО РАН алгоритм рассчитывает, какие изменения нужно внести, чтобы сделать движение автомобилей более эффективным. Эти же модели позволяют понять, как перераспределятся потоки транспорта, если, например, поставить в том или ином месте новый светофор, построить мост или поменять разметку.
– Мы запускаем модель несуществующей системы и смотрим, как она будет работать, – рассказывает завлабораторией системного моделирования и оптимизации ИВМиМГ СО РАН д.т.н. Алексей Родионов. – За один такой прогон можем не только оценивать эффективность расположения объектов дорожной инфраструктуры, но и изменять варианты, до достижения оптимального результата.
В современных условиях вполне возможно получить все необходимые данные: камеры, отслеживающие нарушения, собирают статистику и о количестве и скорости машин.
Другая часть исследования учёных напрямую связана с безопасностью движения, сообщает «Наука в Сибири». Сегодня практически все современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, автоматически оповещающими, например, о ДТП. Если происходит выбрасывание подушек безопасности, то независимо от действий водителя начинается передача сигнала, информирующего об аварии. Как только он доходит до стационарного передатчика, данные о случившемся тут же передаются в соответствующие службы, например, ГИБДД. Однако бывают ситуации, когда автомобиль находится слишком далеко от придорожной станции и относительно слабый сигнал машины её не достигает. В таких случаях обращаются к спутниковым системам, но они существенно дороже и требуют дублировать сигнал. Кроме того, их использование засоряет пространство электромагнитным излучением.
С помощью разработанного в ИВМиМГ СО РАН метода можно собирать информацию о количестве и расположении стационарных базовых станций, от которых сигнал будет передаваться гарантированно. Для этого также нужен план города и данные о потоках автомобилей. Например, по подсчётам специалистов, в Академгородке достаточно установить шесть станций – такого количества хватит, чтобы сигнал оперативно передавался в соответствующие службы за короткое время.
– Наше ядро универсально, и его применение можно расширять в разные стороны, – рассказывает Алексей Родионов. – Проблема в том, что мы можем сделать алгоритм, проверить его и написать программу, но для конечного продукта необходима кооперация с компаниями, где есть программисты, которые облекут всё это в нужную оболочку. К тому же заказ должен исходить от промышленности и правительства, которое заинтересовано в развитии систем управления дорожным движением и может предоставить данные о дорожной сети.
Комментарии