Время самостоятельности
Время самостоятельности
Каникулы – замечательная пора. Школа, уроки, продленки отложены до осени, впереди лето. Но для родителей и детей младшего школьного возраста это время часто является первым испытанием на самостоятельность.
Оставаясь дома одни, дети могут почувствовать себя одинокими и покинутыми. Но если кто-то остается дома один легко и охотно, то для другого это может быть совершенно непереносимо. Труднее всего в этот период приходится детям, которые окружены повышенным вниманием бабушек, дедушек, нянь, тем ребятам, кто не имеет даже минимального опыта самостоятельного времяпровождения. Одиночество может показаться им непривычным и неприятным. И ребенок, оставшись один дома, скорее всего, почувствует себя брошенным и преданным.
Не меньшие трудности могут испытывать и дети, чьи родители откладывают «на потом» их взросление. Оберегая свое чадо от мнимых и реальных бед, родители могут столкнуться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать что-то самостоятельно. Это вовсе не означает, что он ленив. Когда за ребенка думают родители – как, с кем, когда и во что играть, как потратить деньги, чем интересоваться – необходимости в самостоятельном принятии решений он не испытывает и просто не умеет этого делать.
Именно незнание как развлечь и занять себя и рождает у ребенка чувства ненужности и потерянности. К этому примешивается еще и эйфория оттого, что получили, пусть на время, свободу и самостоятельность. Эта гремучая смесь эмоций, неумение контролировать свои поступки и оценивать их последствия, рождает такие незамысловатые «развлечения», как, например, кидание вещей из окна по прохожим, обливание водой и прочие «детские шалости». А на улице, попав в компанию сверстников, освободившись от гнета родительского контроля, в ход могут пойти и такие опасные игры, как «бег перед машиной», «игра на стройке», «путешествия по крыше» и т.д.
И это вовсе не сорванцы и хулиганы – это дети, которые не знают как быть ответственными за себя и как распорядиться так неожиданно свалившейся на них свободой.
У каждого ребенка есть естественная потребность в тепле и внимании родителей. Он жаждет их любви, нежности, заботы, понимания, поддержки, одобрения. Только мама и папа могут научить ребенка правильно преодолеть этот непростой для него период, помочь сделать уверенные шаги к самостоятельности, научить правильно распоряжаться своей свободой.
Подготавливать к периоду самостоятельности ребенка нужно заранее, лет с 3-4-х, в доступной форме объясняя ребенку элементарные правила безопасности. Но даже если этот момент был упущен, можно сделать это прямо сейчас. Беседа с ребенком без запугивания и объяснение алгоритма действия в опасных ситуациях научит его видеть причины и следствия, будет более эффективной, чем нравоучительная лекция.
Чувствовать себя более уверенно поможет и лежащий на видном месте список телефонов, по которым можно позвонить родителям, знакомым, которые в непредвиденных ситуациях могут быстро прийти на помощь. Телефоны пожарной службы, милиции, скорой помощи ребенку необходимо знать наизусть.
Скуке и одиночеству не будет места, если совместно составить список интересных дел, которыми ребенок мог бы заниматься в ваше отсутствие. Например, порисовать, почитать, посмотреть телевизор, поиграть с друзьями, пойти погулять. Попросить его составить план дел на завтра, расставить их по важности. Помимо игр у ребенка есть и свои домашние обязанности, которые тоже включаются в этот список. Это будет его индивидуальная программа на день, принятая родителями попытка быть самостоятельным. Совершенно нет необходимости в ежеминутных звонках, которые лишь продемонстрируют ребенку ваше недоверие и посеют тревогу. Но поинтересоваться, как идут дела и чем ребенок решил заняться, безусловно, стоит – это позволит ему не чувствовать себя брошенным, принять вашу поддержку.
Не всегда есть возможность отпускать ребенка погулять или позволить приглашать к нему друзей. Некоторые родители считают, что ребенок пока не готов оставаться в одиночестве надолго. В такой ситуации выходом могут стать пришкольные лагеря, детские летние площадки, где ребенок может завести новые знакомства со сверстниками, найти себе новые интересы. Это позволит и комфортно чувствовать себя родителям, и быть самостоятельным ребенку.
И. Сафонова, психолог МУЦ «Радуга»
Комментарии