Ворона с березовой веткой
Ворона с березовой веткой
Ворона с березовой веткой
Люблю наблюдать за серыми воронами. На этот раз – адело происходило в самом начале апреля – меня заинтересовала ворона,производившая малопонятные манипуляции с веткой, лежавшей на снегу возле комлявысокой березы. Ясно лишь было: ветка понадобилась вороне для строительствагнезда. Несколько раз она брала ее в клюв, оценивающе нянчила и… бросала наместо. Странно.
В моем досье на ворон – этих внимательных,сообразительных и вороватых особ – есть немало историй, подтверждающих подобныекачества. Вот и эта, за которой я следил на почтительном расстоянии и, как мнеказалось, незаметно, проявила находчивость, коль смекнула гнездиться вгородском поселке – неподалеку от продуктового рынка. Здесь всегда можно чем-топоживиться. Только почему же умница тянет время? Зачем, как заведенная игрушка,берет в клюв веточку, вертит ее и снова бросает на снег? Неужели так сложноопределить пригодность для гнезда столь простого стройматериала?
Я уже стал сомневаться в умственных способностяхврановой особи, выданных мной авансом, как та снялась с веточкой в клюве и,пройдя низом меж голых крон берез, взлетела на карниз крыши соседнейдевятиэтажки. Значит, гнездо где-то там. Оригинально. Я вспомнил, как те жевороны свили однажды гнездо… на самом верху наблюдательной вышки Кирзинскогозаказника. Точнее, не свили, а смонтировали, так как гнездо почти полностьюбыло изготовлено из обрывков проволоки – со свалки металлолома.
Продолжая наблюдение, я пошел своей дорогой и, нырнувпод крону сосновой аллейки, едва не просмотрел, как ворона перелетела со своейветочкой на карниз другого, пятиэтажного дома. Это уж было вовсе непонятно, и язатаился под сосенками, не сводя глаз с вороны, не находящей места со своейветочкой.
Снова хорошенько осмотревшись, чернокрылая пройдохавзлетела и… вернулась к исходной точке – березе, под которой нашлаприглянувшуюся веточку. На этой высокой березе, почти у самой вершины, чернелоготовое с виду гнездо, которое я попросту «проворонил», сосредоточив вниманиена маневрах птицы с веточкой. Выходит, она почти одурачила меня, представивдело так, что ее гнездо не рядом, а где-то в сторонке. До распускания почектакая конспирация была совсем не лишней, а недели через три, когда вовсюзашумела листва, черное гнездо на березе стало невидимым. О вороне я подзабыл…
Впрочем, ненадолго. В конце мая я вновь оказался натропинке возле знакомой березы. Неожиданно с громким криком на меня налетелаворона. Не переставая возмущенно каркать, она перелетала с одного нижнего сукана другой, явно пытаясь меня прогнать и опорочить. Со стороны могло показаться,что именно я украл посланный богом «кусочек сыра» и должен понести за это самуюсуровую «кар-р-ру». Более того, в припадке гнева ворона сорвала тонкую веточкуи бросила вниз – на пришельца! Опять веточка! Опять я должен обратить на неевсе внимание…
В этот момент, очевидно, нарушив приказ родительницы,с верхних этажей березы подал голодный голос тот, за чью безопасность такотчаянно и с такими изобретательными уловками старалась мамаша. Приглядевшись,я заметил на суку вороненка – еще угловатого, кургузого и, конечно, голодного.Мне не оставалось ничего другого, как ускорить шаги, оставив воронью семейку сосвоими важными хлопотами.
Юрий ЧЕРНОВ
Комментарии