Ветер в паруса
Ветер в паруса
Евгений Сапранков уже 13 лет возглавляет цех опытного производства Института гидродинамики имени Лаврентьева СО РАН. В коллективе все отмечают его профессиональные качества: отличную техническую подготовленность и высокую компьютерную грамотность. А ещё он человек увлекающийся – со школьных лет болеет парусным спортом.
За станком
В Институт гидродинамики он пришёл в 1997-м. Тогда коллектив цеха был крупнее, возглавлял его В. Якушев.
– Сейчас работа у нас идёт в том же объёме, что и в 90-е. Заказы от лабораторий поступают постоянно, иногда даже чаще. Видимо, сотрудники стремятся участвовать в большем количестве проектов, и им нужно новое оборудование, – говорит Сапранков. – Станочный парк в основном старый, новых установок за это время закупили только четыре. На них работать, конечно, лучше – у них более высокая точность. Но и старые все в строю, удаётся поддерживать их в рабочем состоянии.
Сегодня цех составляют 16 человек, пятеро ветеранов – костяк коллектива. Остальные пришли в 2000-е. Есть и молодые, но у них, как правило, невысокие разряды, а значит, низкая зарплата – и это мало кого устраивает.
– Бывают и другие трудности, но мы всегда находим выход. Цех работает, по-прежнему выполняя все требования руководства института, – Сапранков держится скромно, о себе говорит очень мало.
За штурвалом
Что может быть приятней зрелища парусов над водой? Только управлять этими парусами, подчиняя себе дерзкий ветер. С экипажем яхты «Сибирь» Евгений Михайлович завоевал немало спортивных наград.
– Ещё в школе увлекался малыми яхтами. Когда в 1990-м вернулся из армии и устроился в Институт прикладной физики, там была секция дальнего туристического плавания. Так юношеский интерес к парусному спорту стал серьёзным увлечением, – вспоминает Сапранков. – Выбрал яхту класса «Ассоль», быстро и команда сложилась. Когда в институте наступили тяжёлые времена, руководство начало распродавать яхты ходившим на них экипажам. И я стал владельцем судна.
Сначала результаты были скромные. В 2000 году – первая награда: студент-заочник Сапранков с товарищами занял третье место в первенстве вузов Новосибирска. В 2007-м на этом же соревновании – второе. В экипаже три человека. Кроме Евгения Михайловича, его двоюродный брат Сергей Сапранков и Вадим Вилейко из Института автоматики (раньше в команде был Дмитрий Смирнов). Регулярно участвовать в регатах Кубка Сибири они начали с 2003 года – и всё время завоевывали призовые места. В 2005-м на Открытом первенстве СО РАН стали победителями.
– Затем мы несколько лет не участвовали в Открытом первенстве СО РАН, а в 2012-м заняли третье место в Кубке Новосибирска и были награждены в номинации «Возвращение Джедая». Организаторы специально придумали такой приз для тех, у кого была пауза в участии, – рассказывает опытный спортсмен. – Раньше на соревнованиях такого уровня выходило по 12-13 яхт нашего класса. Но сейчас гоняется всё меньше. Популярность приобрели большие парусные суда с более многочисленными экипажами.
Чтобы подготовить яхту к соревнованиям, нужна огромная работа: судно обязано блестеть. А этого добиться очень сложно. Одна чистка днища требует и финансовых вложений, и сил.
– Или возьмём паруса, – делится опытом Евгений Михайлович. – Их гоночный вариант мы шили специально на заказ. В 2005-м это обошлось нам в 25 тысяч рублей. А через два года, чтобы соответствовать требованиям гонки, их нужно было опять менять. И так со всем оборудованием. Когда же мы ходим для своего удовольствия, всё проще: достаточно, чтобы техника была исправна и в чистоте. Теперь мы парусные туристы. Отдых на природе рядом с водой оставляет прекрасные впечатления – каждые выходные проводим на своей «Сибири».
– Сейчас в яхт-клубах на некоторых суднах ощущается нехватка матросов. Для них нет особых квалификационных требований, а навыки приходят во время тренировок и гонок. Приходите, учитесь и слушайте шум парусов над головой, – со знанием дела рекомендует Сапранков.
Наталья БОРОДИНА, фото из архива Е. Сапранкова
Комментарии