Ваш ребенок – первоклассник
Ваш ребенок – первоклассник
«Мой ребенок пошел в школу, – сообщает молодая мама с грустью в голосе, – с этого все и началось: капризы, проблемы с поведением на уроках и общением со сверстниками, неуспеваемость, нежелание идти в школу и даже ухудшение здоровья. Я его не узнаю. Расстраивается и плачет при малейшей неудаче. Записали его на ушу, вокал и английский, но интереса к занятиям он не проявляет. Что делать? Ведь надо развивать малыша, иначе он отстанет от сверстников».
Очень это трудное дело – начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, новым требованиям называется школьной адаптацией и у одних детей протекает легко и быстро и заканчивается обычно к концу первой четверти, а у других – трудно и долго. Ваш малыш, вероятно, относится к тем детям, которым необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к новым условиям развития и чувствовать себя комфортно в стенах школы. Ведь сколько нового и неожиданного сваливается сразу на вашего ребенка. Только 2,5 месяца в школе, а ребенку требуется изменить всю систему ценностей, которую он вместе с взрослыми создавал 7 лет. Многое из того, что поощрялось дома, что ребенок любил, оказалось неприемлемым в школе. Малышу привыкнуть бы к новым ребятам, требованиям и ответственности, а тут еще ушу, английский и вокал. Не много ли?
Уважаемые родители! Не стоит записывать ребенка на дополнительные занятия в разные кружки и секции хотя бы первые две четверти. Лучше потратить это время на прогулки, сон, игры, ведь, несмотря на то, что ребенок – школьник, ведущей деятельностью остается игра в любых ее проявлениях. Вот увидите, как только пройдет период адаптации, он сам попросит вас записать его в тот или иной кружок.
В данном случае стоит обратить внимание и на физическое здоровье ребенка. Первоклашкам со слабым здоровьем особенно тяжело привыкать к новым условиям развития. Многие из них не успевают не потому, что отстают от сверстников интеллектуально. Они быстро утомляются, а в состоянии утомления нарушаются все процессы обучения. Ведь мозг этих ребят вынужден заниматься не усвоением материала, а поддержанием работы организма.
Будет ли ребенок усидчив, зависит также от физического состояния ребенка. Через 15 минут урока дети начинают двигаться, отвлекаться, расслабляют затекшие мышцы и не воспринимают учебный материал. Поэтому проверьте физическое состояние мышечной системы ребенка. К усталости приводит любое нарушение ее работы.
Учите ребенка контролировать свое тело. Используйте как можно больше подвижных игр на свежем воздухе, в них отрабатываются крупные движения, а мелкую моторику, которая необходима для письма, прекрасно тренирует лепка, рисование, работа с ножницами, аппликации из зерен, мелкая мозаика.
Не стоит пренебрегать и таким моментом, как режим дня. От того, как будет спланирован учебный день ребенка, зависит успешность его адаптации к школе. Будет замечательно, если режим дня вы составите вместе. Таким образом вы учите ребенка планировать свое время, что немаловажно для успешной учебы и здоровья.
У первоклашек присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым» вами. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Не возлагайте на ребенка слишком много обязанностей и ответственности, достаточно того, что он старается. Наоборот, поощряйте и подкрепляйте любые его успехи, даже самые незначительные, этим вы формируете в нем уверенность в своих силах. Дайте понять маленькому ученику, что он имеет право на ошибку – разрешите ему ошибаться, тогда не сформируется страх сделать что-то не так, быть нелепым, а наоборот, он будет одним из первых, стремящихся ответить на уроке, проявить себя.
Для успешного обучения очень важна внутренняя мотивация (внутреннее побуждение к действию). В ее основе у первоклашек лежит интерес. Поэтому чаще спрашивайте маленького школьника: что интересного было в школе, что понравилось и почему, выразите свое отношение к сказанному, вспомните свое детство, что нравилось вам, и расскажите об этом ребенку. Поинтересуйтесь, что будет завтра на занятиях. Такой беседой вы поддерживаете и развиваете у него внутреннюю мотивацию к учебе.
Если ребенок обратился к вам с просьбой, не стоит его отталкивать. У него сейчас непростой период, и ему необходимо ваше внимание и помощь, возможно больше, чем в период дошкольного детства. Помогите ему сложить портфель, сделать уроки, а для развития самостоятельности придумайте вместе какое-либо дело, за которое малыш будет ответственен (полить цветы, накормить домашних животных и пр.), тогда и ответственность за учебу сформировать будет легче.
И помните! Если в общении с ребенком вы даете ему понять, что он сильный, способный, хороший, добрый, смелый, честный, умный, успешный, интересный – то таким он и будет!
Татьяна ЗУБКО, психологический центр «Меридиан А»
Комментарии