В первый класс по новым стандартам
В первый класс по новым стандартам
В новом 2011-2012 учебном году первые классы всех российских школ начнут работать по новым образовательным стандартам.
Их внедрение для начальной школы началось еще три года назад – тогда в эксперименте приняли участие несколько регионов России, в том числе и Новосибирская область. Новые стандарты стали одним из ключевых пунктов президентской программы «Наша новая школа». Предполагается, что переход к ним будет постепенным, по мере готовности и адаптации образовательных учреждений, и полностью завершится к 2021-2022 учебному году.
Пожалуй, основное отличие «новых» стандартов от «старых» заключается в изменении самого подхода к образовательному процессу. Теперь в начальной школе ребенок должен получить не только стандартный набор знаний, но и множество навыков, которые помогут ему ориентироваться в современном мире. То есть письмо, чтение и устный счет, конечно, никто не отменял, но не менее важным авторы новых стандартов считают умение анализировать и синтезировать информацию, формировать и отстаивать свое мнение и работать в команде, а также овладение основами логического мышления. Соответственно, изменяется и роль учителя: теперь он не просто наставник, но еще и тьютор, эксперт и руководитель проектной деятельности.
«Первопроходцами» в работе с новыми стандартами в нашем районе можно считать педагогов гимназии №6: начальные классы «Горностая» стали экспериментальной площадкой еще три года назад.
– Внедрение новых стандартов – процесс закономерный, – считает директор гимназии Ирина Путинцева. – Меняется государство и общество, следовательно, и образование претерпевает закономерные изменения. В основе нового подхода – выявление и согласование потребностей общества через общественный договор: и общество, и родители, и школа должны стать равноправными участниками образовательного процесса, то есть партнерами, а значит работать вместе. А «продуктом» сотрудничества станет востребованный в обществе гражданин, способный в полной мере проявить свои способности и таланты. Конечно, в процессе внедрения новых стандартов неизбежны трудности. Не секрет, что молодых педагогов в школах пока недостаточно, большинство учителей получили образование в советских вузах и привыкли давать детям знания в виде готового набора. Сейчас востребован иной подход: учитель должен показать ребенку дорогу к знаниям. Как в сказке: налево пойдешь – потеряешь, направо пойдешь – приобретешь.
Как пояснили нам в гимназии, сама структура урока в соответствии с новыми стандартами также существенно изменяется. Больше внимания уделяется проектной и исследовательской деятельности, работе в малых группах, решению кейсовых задач. Задействованы даже не совсем обычные на первый взгляд формы работы, например, экскурсии и телемосты – есть у гимназии и такой опыт.
– Суть новых стандартов – применение исследовательского подхода. Но «Горностай» с момента своего образования и шел по этому пути, – рассказала учитель начальных классов Марина Зеленина. – Так что какой-то глобальной разницы мы не ощутили. Согласно новым стандартам, младшие школьники все четыре года обучения будут заниматься только пять дней в неделю, а не шесть – на мой взгляд, отличное решение. Также школа должна предоставить ребенку 10 часов дополнительной внеучебной деятельности в неделю – занятия в спортивных секциях, предметы художественно-эстетического цикла, проектная деятельность. Предполагается, что и классы для младших школьников должны быть оснащены современной техникой: компьютерами, ксероксами, принтерами, интерактивными досками. Частично в гимназии это уже было реализовано. Кроме того, у каждого ребенка есть собственное портфолио, своеобразная «копилка успехов». Туда войдут все дипломы и грамоты, полученные учеником, поделки, удачные сочинения, медали, заработанные на спортивных соревнованиях, – вариантов множество, ведь каждый ребенок успешен по-своему.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии