В чьих руках будущее Академии наук
В чьих руках будущее Академии наук
Вторая комплексная экспедиция в республику Саха, участие в программе реиндустриализации экономики Новосибирской области, выступление на международном конгрессе по катализу EuropaCat-2015, начало работ по возведению национального гелиогеофизического комплекса – о достижениях уходящего года говорили на пресс-конференции учёные СО РАН. Однако главной темой выступлений стала реструктуризация Академии наук.
Председатель Сибирского отделения академик Александр Асеев прежде всего отметил положительные результаты реформы: учёные стали больше задумываться о востребованности исследований, обращать внимание на запросы общества. Успешным решением считается и объединение РАН с бывшими академиями медицинских и сельскохозяйственных наук, передача хозяйственных и земельно-имущественных функций в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) и омоложение руководства. Сегодня в институтах Сибири работает 15 новых директоров 1955-1970 годов рождения.
Однако, по мнению председателя СО РАН и его коллег, негативных последствий у реструктуризации гораздо больше.
– Мы имеем дело с вопиющей некомпетентностью ФАНО в научных проблемах, – заявил А. Асеев. – Бюджетное финансирование организаций теперь идёт по линии Федерального агентства, что позволяет ему использовать методы грубого административного нажима. Объединение ведущих научных центров происходит по территориальному признаку, а не по тематике исследований, институты теряют права юридических лиц и превращаются в отделы, филиалы.
В 2014 году в Иркутском научном центре пытались объединить сразу 18 юридических лиц, в Красноярском – 13, причём многие из них сформировались ещё до образования Сибирского отделения. Больших трудов учёным стоило остановить этот процесс.
Хотя есть примеры, когда удалось создать гибридную модель: в Иркутске по такому принципу заработал координационный центр, но научные организации сохранили юридические лица, в Томском научном центре институты, не теряя самостоятельности, объединили усилия вокруг больших комплексных программ.
На пресс-конференции неоднократно подчёркивалось, что Сибирское отделение в принципе не против реструктуризации, более того, СО РАН уже активно в ней участвует. Пример тому – объединения институтов в Федеральные исследовательские центры (ФИЦ): на базе Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске, а также угля и углехимии в Кемерове. Эти проекты рождались в академической среде, а не в кабинетах ФАНО. Готовятся согласованные решения о формировании ещё двух центров: по информатике в нашем городе (с участием красноярских подразделений) и в Омске при Институте проблем переработки углеводородов СО РАН.
В целом же, как считает А. Асеев, реструктуризацией должна заниматься РАН, а конкретно – региональные отделения.
Кроме того, Александр Леонидович отметил достижения молодых сотрудников Института химической биологии и фундаментальной медицины, получивших государственные награды: Никиты Кузнецова – лауреата премии Президента РФ в области науки и инноваций за исследования механизмов функционирования защитных функций ДНК, и Максима Филиппенко, получившего премию «Призвание» за достижения в области диагностики иммунодефицитных заболеваний.
Директора институтов СО РАН в своих выступлениях говорили о перспективах междисциплинарных исследований, международном сотрудничестве и влиянии разработок сибирских учёных на решение глобальных, в том числе и экономических проблем.
Т. Мельникова
Комментарии