• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:05 среда, 24 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    24.04.2024
    USD: 93.29
    EUR: 99.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Упущенные возможности

    Упущенные возможности

    Моя пятилетняя дочь – застенчивый ребёнок, чтобы освоиться, находясь рядом с незнакомыми детьми, ей нужно минут 20-30. Если этого времени нет, то и контакта не случается. Иногда её зовут гулять на площадку, а она не идёт, говорит, что не хочет. Не хочет или стесняется?

    Меня в таких случаях сильно волнует тема упущенных возможностей. Например: племянница позвала дочь в гости, и та вроде хотела пойти. Но когда выяснилось, что я не смогу составить ей компанию, отказалась.

    Не могу понять: мне надо принять выбор дочери, потому что таково её желание, или она не хочет ехать без меня, потому что стесняется, а значит, надо что-то предпринять, чтобы девочка не упустила возможности провести время так, как собиралась изначально. Где грань?

    Двадцать минут для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке – в общем-то не так уж и много, особенно, если ребёнок может освоиться практически в любом коллективе. Мне кажется, скорее здесь речь идёт о хорошем контакте девочки со своими желаниями: хочу играть с этими детьми, значит иду и играю, не хочу – не играю. Хотя, если ребёнка начать регулярно спрашивать, не стесняется ли он своих новых знакомых на площадке, то он для экономии своих и родительских ресурсов чаще будет соглашаться, чем пускаться в пространные рассуждения о том, как обстоят дела на самом деле. Зачем дополнительно напрягаться, если вдумчивые и серьёзные взрослые уже предложили свой собственный вариант ответа?

    Упущенные возможности в воспитании ребёнка – это огромная тема. Что бы вы ни предприняли, какой бы выбор ни сделали, всё равно вам будет о чём сожалеть в будущем. Если повлияли на ситуацию, то уже никогда не узнаете, как развивалась бы она без вас. Пустили на самотёк? Можете только предполагать, каким был бы эффект с вашим вмешательством. Дело в том, что история, в том числе и история развития отношений и взросления ребёнка, не терпит сослагательного наклонения. Чадо ходит на бокс вместо художественной школы, вероятно, в будущем вы пожалеете, что не дали ему возможности научиться рисовать и стать хорошим художником. Если отправили в школу искусств, то скорее всего настанет момент, когда вы посетуете, что не способствовали тому, чтобы ребёнок мог постоять за себя...

    С застенчивостью сейчас получается нечто подобное. Дочь может быть в очень хорошем контакте с собой: она будет общаться только при желании. Заставляя её, создавая ситуации, где ей не удастся избежать контакта с другими людьми, вы совершаете насилие. С другой стороны, если дочь хочет общаться, но не всегда знает как, помогите ей, поддержите.

    Хорошо, чтобы во всём была мера и разделение ответственности. Например, видите, что дочь не поддерживает диалог с маленькой приятельницей, и вас это тревожит, подойдите к девочкам, предложите им свою помощь: пригласите в игру, где избежать общения не удастся, скажем, в шарады или загадки. Но даже если дети с готовностью соглашаются, это вовсе не означает, что они бы сами не могли наладить контакт. Общение и игры со взрослыми могут привлекать сами по себе, независимо от того, что происходило до этого между детьми.

    Чтобы понимать, стоит ли вмешиваться в происходящее сейчас с ребёнком, важно отчётливо осознавать воспитательные цели и просчитывать эффект родительского воздействия.

    А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    582 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    467 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    423 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    492 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    405 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Последний шанс?
    453 0
    "Навигатор" № 5 (1427) от 09.02.24

    Популярное