Упущенные возможности
Упущенные возможности
Моя пятилетняя дочь – застенчивый ребёнок, чтобы освоиться, находясь рядом с незнакомыми детьми, ей нужно минут 20-30. Если этого времени нет, то и контакта не случается. Иногда её зовут гулять на площадку, а она не идёт, говорит, что не хочет. Не хочет или стесняется?
Меня в таких случаях сильно волнует тема упущенных возможностей. Например: племянница позвала дочь в гости, и та вроде хотела пойти. Но когда выяснилось, что я не смогу составить ей компанию, отказалась.
Не могу понять: мне надо принять выбор дочери, потому что таково её желание, или она не хочет ехать без меня, потому что стесняется, а значит, надо что-то предпринять, чтобы девочка не упустила возможности провести время так, как собиралась изначально. Где грань?
Двадцать минут для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке – в общем-то не так уж и много, особенно, если ребёнок может освоиться практически в любом коллективе. Мне кажется, скорее здесь речь идёт о хорошем контакте девочки со своими желаниями: хочу играть с этими детьми, значит иду и играю, не хочу – не играю. Хотя, если ребёнка начать регулярно спрашивать, не стесняется ли он своих новых знакомых на площадке, то он для экономии своих и родительских ресурсов чаще будет соглашаться, чем пускаться в пространные рассуждения о том, как обстоят дела на самом деле. Зачем дополнительно напрягаться, если вдумчивые и серьёзные взрослые уже предложили свой собственный вариант ответа?
Упущенные возможности в воспитании ребёнка – это огромная тема. Что бы вы ни предприняли, какой бы выбор ни сделали, всё равно вам будет о чём сожалеть в будущем. Если повлияли на ситуацию, то уже никогда не узнаете, как развивалась бы она без вас. Пустили на самотёк? Можете только предполагать, каким был бы эффект с вашим вмешательством. Дело в том, что история, в том числе и история развития отношений и взросления ребёнка, не терпит сослагательного наклонения. Чадо ходит на бокс вместо художественной школы, вероятно, в будущем вы пожалеете, что не дали ему возможности научиться рисовать и стать хорошим художником. Если отправили в школу искусств, то скорее всего настанет момент, когда вы посетуете, что не способствовали тому, чтобы ребёнок мог постоять за себя...
С застенчивостью сейчас получается нечто подобное. Дочь может быть в очень хорошем контакте с собой: она будет общаться только при желании. Заставляя её, создавая ситуации, где ей не удастся избежать контакта с другими людьми, вы совершаете насилие. С другой стороны, если дочь хочет общаться, но не всегда знает как, помогите ей, поддержите.
Хорошо, чтобы во всём была мера и разделение ответственности. Например, видите, что дочь не поддерживает диалог с маленькой приятельницей, и вас это тревожит, подойдите к девочкам, предложите им свою помощь: пригласите в игру, где избежать общения не удастся, скажем, в шарады или загадки. Но даже если дети с готовностью соглашаются, это вовсе не означает, что они бы сами не могли наладить контакт. Общение и игры со взрослыми могут привлекать сами по себе, независимо от того, что происходило до этого между детьми.
Чтобы понимать, стоит ли вмешиваться в происходящее сейчас с ребёнком, важно отчётливо осознавать воспитательные цели и просчитывать эффект родительского воздействия.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии