Уже не игривый малыш
Уже не игривый малыш
Мне кажется, наша проблема состоит в том, что сын не видит и не чувствует границ допустимого в поведении. Вот несколько типичных ситуаций. Балуется до тех пор, пока не поранится. Когда мы с ним играем в какие-то подвижные игры, не остановится, пока не сделает кому-нибудь больно. Смеётся над чем-то почти до колик, причём видно же, что из себя выдавливает – уже давно не смешно. Во дворе с ребятами нормально общается, но иногда всех достаёт, чтобы играли в то, что он хочет. К старшим ребятам пристаёт с какими-то «детскими» разговорами, например, какие у него дома машинки и компьютерные игры, в то время как его об этом никто и не спрашивал, им не интересно это слушать. Будто он ловит какую-то волну и несётся на ней до последнего, пытается выжать из неё максимум.
Даже мне бывает его нелегко остановить. Приходится действовать категорично: голос повысить, прикрикнуть. Его ровесники, боюсь, предпочтут сократить с ним контакты, а то и вовсе начнут травить.
Подскажите, пожалуйста, это и есть кризис семи лет? Как такое поведение можно исправить?
Скорее всего, это он и есть. Суть кризиса семи лет в утрате спонтанности. Ребёнок перестаёт быть игривым малышом, забавным и ласковым. Он становится серьёзным «взрослым» мальчишкой. Даже меняется его ведущая деятельность: с игровой на учебную. Поэтому совершенно нормально, что вашего сына в этот период «болтает» между взрослыми и детскими формами поведения.
Мальчик в этом году пошёл в школу? Если так, то это тоже может обострять ситуацию.
Как поддержать ребёнка, ускорить его стабилизацию? Необходимо спокойно и ненавязчиво помогать ему становиться взрослым, поощряя его взрослое поведение; доступно объяснять, почему «детские» формы поведения становятся неэффективными, показывать преимущества его нового возрастного периода.
Помочь ему понимать и принимать других людей может такой не очень сложный приём. Попробуйте вместе с ним анализировать разнообразные ситуации, которые происходят непосредственно в его жизни, либо те, о которых он читает или видит в кино. Предложите ему догадаться, почему так происходит, из-за чего кто-то обижается на кого-то, от чего люди расстраиваются, чему радуются. Делитесь с ним своими чувствами, говорите, что вы испытываете, например, когда они с сестрёнкой ссорятся, когда дружно играют и т.д.
Хорошим материалом для такой работы могут стать рассказы Николая Носова. Как себя чувствовали мальчишки из «Живой шляпы»? Каково было котёнку под шляпой, когда в него полетела картошка?
Сделайте такие разговоры фоновой игрой, в которую можно играть по дороге куда-нибудь или ожидая чего-нибудь.
Давайте начнём с этих несложных шагов. Если их окажется недостаточно, будем думать дальше. Возможно, вам потребуется очная встреча со специалистом.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии