Учить в эпоху перемен
Учить в эпоху перемен
Древняя китайская мудрость гласила: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Но если сложно жить – то насколько же труднее учить, не имея твердой опоры в прошлом и четкого представления о будущем! О том, как школе остаться островком стабильности в стремительно меняющемся мире, размышляет Татьяна АНТОНОВА, учительница начальных классов гимназии №6 «Горностай».
«ТАНЯ, ПОКАЖИ САПОГИ»
Так получилось, что учительствовать Татьяна Петровна начала после собственного выпускного – поступала с подружкой в пединститут, та провалила экзамены, и шестнадцатилетняя Таня из солидарности забрала документы из приемной комиссии. Уехала в деревню, где сразу пришлось преподавать немецкий, биологию, музыку, а заодно быть пионервожатой.
– Мои ученики были всего на несколько месяцев младше меня, – вспоминает Татьяна Петровна. – Да и жила я вместе с ними, в интернате. Старалась держаться строго, как положено учительнице. Но в первую же осень мама купила мне сапоги-чулки – очень модная в то время вещь. Пришла на занятия – и все, какой урок! Девочки смотрели только на мои ноги. Разулась, отдала им сапоги... Через десять минут урок продолжила.
– Трудно было учительнице-девочке?
– Было трудно и тогда, и теперь. В 1973, когда начинала работать, статус учителя придавал определенный общественный вес, гарантировал уважение детей и взрослых. Приходится слышать, что ребята сейчас распустились: пиво пьют, курят, личную жизнь устраивают... И раньше это было, но сделать что-то на глазах учителя – никогда! А если родители узнают – страшнее ничего не представить! В середине 90-х пришли мои выпускники, мальчики как раз отслужили в армии. Помялись, но принесенную с собой бутылку вина при учителе достать не решились. Сейчас подростки набедокурят и ни о чем не сожалеют. Их родители – те самые выпускники – совсем по-другому воспитывают детей.
ПИСЬМО ГОРБАЧЕВУ
– Какие родители получились из «детей перестройки»?
– В середине восьмидесятых школьники вдруг оказались совсем в ином мире, чем их родители. Свобода, гласность... Вела тогда русский язык и литературу, и был у меня один ученик, Вадик, мы дружили семьями. Как-то пришлось поставить ему двойку, потом другую... Вдруг – вызов к директору, там представитель из гороно, мама мальчика, весь педсовет. Оказывается шестиклассник, обиженный на двойки, написал письмо Михаилу Горбачеву, где пожаловался и на придирчивую учительницу, и на строгих родителей. Мама рыдает, тетрадки изучаются чуть не под лупой, наконец вынесли вердикт – двойки заслужил, исправляй. Сейчас смешно вспомнить, но мальчики выросли, а представления о «свободе» и «демократии» остались.
– Неужели жалуются Медведеву?
– Медведеву не жалуются, но в отдел образования могут позвонить, а то и о судах речь зайдет – не удовлетворяет качество обслуживания. Всегда относилась к своей работе как к высокой миссии, а теперь внезапно оказалась продавцом образовательных услуг. А раз продавец – приложи чек на булочку, которую ребенок съел в буфете, да предъяви карандаши, которые закупили в класс... Конечно, так думают не все родители, но есть те, кто не понимает, что можно купить время и опыт учителя, но знания купить нельзя: для этого все должны трудиться – и педагог, и ребенок, и его родители.
ДЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
– А нынешнее «поколение нулевых»?
– Они совсем иные, чем их родители. Если на тех обрушились гласность и рынок, то на этих – информация: сто телеканалов и Интернет в придачу. Мы стали меньше читать, но они-то читать и не начинали! Грамотность ужасает: «Превед, медвед!» – это уже образчик стиля. Не умеют играть друг с другом, во всяком случае без посредства компьютера; дворовые развлечения нашего детства забыты. Если в поход берут лакомства, то каждый ест из своего пакета. Могут угостить, но привычки сразу выложить все на общий стол уже нет. Они очень много знают, но, зачастую, в ущерб творчеству. Иные сочинения «Как я провел лето» – словно отчет о командировках: был там-то столько дней, выехал туда-то.
– Как же учить маленьких всезнаек?
– Сегодня – по новым образовательным стандартам. Родители часто ворчат, что во времена их детства и азбука была лучше, и арифметика понятнее. Но это не так; обучение стало более дифференцированным, задачи подбираются и для сильных, и для слабых учеников. Стало больше оригинальных, творческих заданий. Но в основе все равно учительский опыт, знания, методики и приемы, накопленные за годы работы.
РАБОТА-ДРАЙВ
– А не было желания заняться в жизни чем-то другим?
– Да, как-то подумала, не поискать ли работу попроще. Но почти сразу заметила, что невольно отмечаю среди объявлений вакансии учителя. Ничего другого я не знаю и не хочу, вся моя семья – мама, тетя, сестры – были учителями. Эта работа – такой драйв! В классе я как актриса на сцене – каждый день новый спектакль, заново надо завоевывать внимание публики, и какой благодарной публики! Нет ничего лучше, чем, проснувшись, вспомнить, что надо идти на работу, на мою любимую работу.
Антонина РЫБАКОВА
Фото автора
Комментарии
С праздником, Вас учителя!