• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:30 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Уборка: скандал или удовольствие?

    Уборка: скандал или удовольствие?


     

      

    Уборка: скандал илиудовольствие?

    «...Неужели здесь можно жить? Не могу смотреть!Постель разобрана, на полу – тетрадки, учебники, игрушки, груда одежды, настоле – печенье, крошки, грязные чашки. Полный бардак!» – нередко взываетчья-нибудь мама, начиная разгребать завалы вещей в детской.

    Уборка часто вызывает тягостные чувства не только уродителей, но и у детей тоже. Как это необходимое дело сделать приятным?Давайте рассмотрим уборку с четырех точек зрения: когда убирать и как убирать,сколько убирать и кто убирает.

    КОГДА УБИРАТЬ?

    Этот вопрос один из первых. От того, насколько удачновыбрано время уборки, зависит ее результат. Вспоминается одна семья, где мамадвух сыновей пыталась организовать уборку квартиры каждую субботу.Сопротивлялись все: дети, муж, бабушка. Каждый раз уборка превращалась вскандал всей семьи. При этом обязанности каждого были четко распределены – одинвыбивает ковер, другой убирает свою комнату и рабочий стол. И каждый с этимсоглашался, но хотел это делать в удобное для себя время. Никакие увещевания неменяли настроя хозяйки семейства, она настаивала на коллективной уборке, ценойкоторой становились супружеские и детско-родительские отношения.

    СКОЛЬКО УБИРАТЬ?

    Этот вопрос звучит почти риторически. Навели чистотув комнате ребенка, а через час – тот же кавардак. Можно сказать, что силыпотратили впустую, на повторную уборку их уже не осталось, а в голове образтого, что работа бессмысленна. Давайте разберемся в причинах «хронического»беспорядка. Эти причины – серьезные!

    Непорядок может быть вызван отсутствием необходимыхполок, вместилищ для мелочей – баночек, коробочек, мешочков, а также неудобнымрасположением мебели. Вспомните, как происходит освоение двориков вокруг новыхдомов – появляется обилие тропок. Каждый из нас больше любит ходить по дорожкамнаискосок, чем по геометрически правильным тротуарам. Так и на детскойтерритории «путь» к месту нахождения вещи должен быть коротким, чтобы нетратить лишних усилий, освоенным, чтобы действия перешли в автоматические, а«место» вещи – «удобным». Например, малышам можно повесить указатели-картинкина полочках шкафа с изображением игрушек, одежды и других вещей.

    Хаос в детской может быть связан с плохим настроениемребенка. Домашний уют ассоциируется у нас с радостным настроением, с тепломблизких. Неубранная комната в этом случае отражает «заброшенность» ребенка,малыш как бы говорит: «до меня нет никому дела».

    Часто в разбросанных вещах отражается несобранностьребенка, его рассеянное внимание. Обилие предметов в комнате (особенно, есличасть из них – мамины и папины) могут раздражать малыша. Здесь на помощь придетдизайнер – выберет цвета, которые помогут сосредоточиться (например, синийцвет), функционально распределит детское пространство на учебную зону, зонуактивного отдыха, спальню. Психологи, педагоги, врачи подскажут родителю, какучесть индивидуальные особенности психики ребенка.

    Вопрос «сколько убирать» может отражать не толькоколичество уборок, их частоту, но и степень «уборки». В семьях, где постоянныйкавардак, ребенку сложно научиться порядку. Другая крайность – когда родителюбез труда удается навести идеальный порядок и даже заставить ребенкаподдерживать его. Это «комнаты-музеи», или «операционные», в них нет ни однойпылинки, «стерильная чистота», только, как вы знаете, в стерильной средеорганизмы не живут. Да и по опыту известно, что такой ребенок способен вне домаустроить полный кавардак.

    КОМУ УБИРАТЬ?

    Вспомните, как ребенок дорожит «своими вещами»,любимыми, как бережет их. А если комната мамина, то и следит за ней мама! Аведь уборка своей комнаты, также как утреннее умывание или чистка зубов, илиумение шнуровать ботинки – есть обслуживание себя. Представьте себе громилу,парня 16-17 лет, которому мама шнурует ботинки. А убирает комнату!

    Как научиться себя обслуживать? Здесь важно, насколькоребенок самостоятелен, ответственен. Как развивать эти качества – это отдельнаятема. Но если мы говорим об уборке, то личностных качеств недостаточно. Как чувствуетсебя ребенок в семье, в доме, воспринимает ли детскую своей территорией, отражаетли она характер ее хозяина или это безличная комната.

    Психолог, прежде чем помочь ребенку организовать своепространство, спросит у своего маленького клиента: «Как выглядит твоя комната?Можно ли по ее виду сказать, кто в ней живет, кто ее хозяин? Кто наводитпорядок в твоей комнате, в твоих вещах? Все ли вещи, которые находятся вкомнате, принадлежат тебе? Нравится ли тебе твоя комната? Что лишнее в твоейкомнате?»

    Уборка может выполнять негативную функцию – излишнегоконтроля за ребенком, попыткой организовать его жизнь по собственным жесткимправилам. А беспорядок в таком случае может выступать протестом – своеобразнойзабастовкой. Перестанете контролировать и настаивать – подросток сам наведетсвой порядок, ему надоест так жить. «Свой» порядок – это особое устройствосвоего мира – с плакатами на стенах, с предупреждающей вывеской на двери «невходи – убьет!». Такие они, подростки, такие у них возрастные задачи (об этом вотдельной статье).

    КАК УБИРАТЬ?

    Представьте себе, что вы вызываете на дом команду поуборке территории, которая действует быстро, профессионально – они специальнообучены. Им не до эмоциональных переживаний, не до воспитательных увещеваний, уних есть дело и способы, приемы как навести порядок. Такая помощь и нужнаребенку. Если же акцентировать внимание ребенка на беспорядке, то негативныйобраз навсегда «засядет» в его памяти, а образ себя, неряхи, повлияет насамооценку.

    Когда причина беспорядка устранена или, по крайнеймере, каким-то образом компенсирована, удачно выбрано время, освоенатехнология, уборка становится необременительной и дает возможностьпочувствовать свою территорию, перебрать любимые вещи, понять чего не хватает,что хочется, а что давно надоело и вызывает неприятные чувства.

    У уборки важный психологический смысл – это возможностьупорядочить мысли и дела, гармонизировать душевное состояние, обозначить своепсихологическое пространство.

    Желаю удачи!

    Елена ТОКАРЕВА,
    психолог.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    359 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1141 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    440 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное