«У меня нет на это времени»
«У меня нет на это времени»
В №23 от 14 июня в рубрике «Школа для родителей» мы публиковали материл «Фразы-шкатулки» о репликах, которые часто произносят мамы и папы для описания детей и их действий, означающие совсем не то, что кажется. «У меня нет на это времени» – ещё одна фраза, наполненная множеством коннотаций и смыслов.
Каждому из нас дано равное количество времени в сутках – 24 часа. Мы распоряжаемся им так, как считаем нужным: планируем дела и развлечения, игры и развитие детей, работу или хозяйственные заботы. Соответственно, времени хватает на приоритетные занятия. Если общение с друзьями значимее огорода сегодня, значит времени хватит на дружеские посиделки, а на прополку грядок – нет. Примерно то же самое происходит со временем, уделяемым ребёнку.
«Я работаю до восемнадцати часов, забираю сына из сада, гуляю с ним, захожу в магазин, готовлю ужин – у меня нет времени читать ему сказку перед сном! Катастрофически!»
В приведённом примере безусловный приоритет имеют физиологические потребности – они удовлетворяются. Никто не спорит с тем, что малышу необходимо гулять или ужинать. А чтение перед сном имеет низкий приоритет по сравнению со всеми остальными, безусловно, важными и нужными делами. Сказка перед сном – это 15-20 минут родительского времени. Не много, если задуматься, для развития познавательного интереса ребёнка, его речи, воображения и возможного увлечения чтением.
«Ребёнок настойчиво требует, чтобы я сидела на полу и играла с ним в машинки. Но у меня нет столько времени!»
Такое высказывание может отражать внутриличностный материнский конфликт. Рассмотрим его более пристально. В ситуации общения с малышом, который ещё играет на полу в машинки, мама главная и ведущая: как она скажет/сделает, так и будет. Взрослая здесь именно она. Поэтому, когда у неё есть значимые, веские дела, мама идёт заниматься ими, сказав ребёнку, что сейчас готовит суп, моет пол, крахмалит воротнички или пишет статью. Чадо может некоторое время побороться за приоритетность своего дела, но быстро отступит, встретив спокойствие, последовательность и непоколебимость намерений родителя.
Так будет, если у взрослых нет сомнений в верности выстроенной системы приоритетов. Однако так бывает далеко не всегда. Часто молодая мама склонна сомневаться. Сомнения усиливают различные убеждения, на которых базируется собственная родительская концепция. Например, хорошая мать должна играть с ребёнком, или самое главное в жизни матери – это счастье ребёнка, если он плачет, то несчастлив. Такие убеждения многочисленны и разнообразны. Они, собственно, и стоят у истоков внутреннего конфликта: с одной стороны, кто-то должен сварить суп, с другой – а как же счастье? Малыш сейчас не хочет суп, он вообще суп не любит (здесь вступает другая многочисленная группа убеждений, связанных с питанием, тоже частой основой для конфликтов), он хочет играть. Мама начинает метаться сначала внутренне, затем и внешне, переживать разнообразные эмоции. Ведущей из них часто бывает раздражение на себя, на ребёнка, на ситуацию и судьбу, поставившую перед таким выбором.
Таким образом, фраза «у меня нет на это времени» обычно означает «у меня есть более важные дела, чем…» Это разговор не о наличии или отсутствии времени, а о системе приоритетов.
Чёткая система приоритетов, гибкий режим дня, уверенность в себе могут помочь избежать сложностей и неприятных переживаний, связанных с нехваткой времени на общение с ребёнком.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото Т. Санаровой
Комментарии