Токсичный подросток
Токсичный подросток
Учительница моего сына-семиклассника назвала его токсичным. Она пояснила это так: где мой ребёнок – там конфликты, он задевает детей, комментирует обидно их действия, слова, обидно шутит. Сам сын считает, что у него в классе со всеми более или менее хорошие отношения, есть друзья, есть просто одноклассники, есть приятели с параллели. О комментировании вспомнил только один недавний случай: выразил сочувствие девочке, вызванной к доске, сказал ей в спину: «Вот бедолага!» Больше в последнее время никаких комментариев не припоминает. Подскажите, что мне делать с этой информацией? Может, я не вижу ребёнка с другой стороны?
Слово «токсичный» сейчас используется часто и имеет широкое значение. Давайте отталкиваться от конкретной ситуации. Учительница назвала ребёнка токсичным и пояснила свою позицию тем, что, по её мнению, подросток провоцирует конфликты в детском коллективе. Ваш сын считает, что общается ровно и по-дружески с большей частью ребят, конфликтов вокруг себя не ощущает.
Для уточнения фактологии важно, какому учителю принадлежат слова: это классный руководитель, который проводит много часов в неделю вместе с детьми в учебной и внеурочной деятельности, или педагог, который ведёт один час в неделю; это однократное высказывание или рефрен, который на протяжении какого-то количества времени сопровождает вашего мальчика; о конфликтности подростка говорит только один педагог или об этом сигнализировал кто-то ещё.
Если однократное высказывание принадлежит педагогу, мало контактирующему с классом сына, думаю, на высказывание не стоит обращать внимание. Поводом могло послужить всё что угодно: плохое настроение учителя (все они живые люди, иногда бывают не в духе); ситуативные действия вашего ребёнка, которые могли быть таким образом интерпретированы. Например, то самое «бедолага» прозвучало вскоре после того, как учитель ознакомился с каким-либо тематическим материалом, посвящённым токсичности – ими сейчас сеть полна. Наверное, даже не так и важно, почему было сказано о токсичности, важно, что высказывание может в большей степени относиться к педагогу, его состоянию и настроению, чем к каким-то словам и действиям вашего сына.
Если оценка поведению была дана педагогом, хорошо знающим подростка, много работающим с классным коллективом, тогда имеет смысл (особенно если вы продолжаете испытывать беспокойство) подойти к учительнице и обсудить высказывание. Что послужило его отправной точкой, и – самое главное – что педагог предлагает с этим делать, как работать с таким явлением, какие рекомендации даст вам, какую работу планирует для детского коллектива? Если это классный руководитель, то такая работа должна быть запланирована. А вы как родители можете предложить свою помощь. Но тут важно понимать, что делать, как делать и в каком порядке.
Такой разговор может состояться, если подойти с подстройкой снизу: вы не понимаете, что происходит, но хотите разобраться и помочь своему ребёнку, поэтому уповаете на мастерство учительницы. При таком подходе ей либо придётся отмахнуться от своих же слов, либо спланировать меры профилактики токсичности во вверенном ей детском коллективе.
Кроме того, если у сына и в самом деле есть проблемы с одноклассниками, вы узнаете об этом и из других источников: сам сын в какой-то момент проговорится, родители одноклассников, кто-то ещё из педагогов. Если конфликтность/токсичность – черта вашего сына, тогда она должна проявляться не только в классе, но и в любом другом детском коллективе, где подросток оказывается.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии