Тигра
Тигра
Тигра
Небольшая речушка разделяла село на две половины, наодной из которых была железнодорожная станция. Григорию, путевому обходчику,каждый день дважды приходилось переходить речку: летом по шаткому деревянномумостику без перил, а зимой по ледяной дорожке. Где-то ближе к середине, когдаречка замерзала, сельчане делали прорубь. Брали воду для хозяйственных нужд,полоскали белье.
Однажды, возвращаясь с работы, Григорий увидел возлепроруби мужскую фигуру и почувствовал что-то неладное. В сумерках он не могразглядеть лица и подошел ближе. У края проруби на коленях стоял дед Авдей иузловатыми негнущимися пальцами пытался развязать веревку, стягивающую мешок.«Вот зараза! Все руки отморожу!» – ворчал он на непослушный узел. «Что это тыделаешь здесь, дед, в такое время?» – поинтересовался Григорий. «Да вот…» –старик ткнул пальцем в мешок, в котором что-то шевелилось и поскуливало.Наконец узел развязался, и Авдей вытряхнул на снег содержимое. Это были крохотныещеночки. От холода они жались друг к другу.
«Нюшка наша, стерва этакая, сразу восьмерых принесла,а кормить отказалась. Куда ж их девать? Предлагал соседям, но у всех свои собакиесть. Вот и приходится грех на душу брать – топить. Может ты, Гриша, хотьодного возьмешь – все меньше перед Господом отвечать придется», – взмолилсяАвдей, смахивая рукавицей непрошенную слезу. Григорий присел на корточки передживой кучкой. Одному, самому крохотному щеночку, никак не удавалосьпротиснуться между собратьями, и он беспомощно барахтался в снегу, жалобнопоскуливая. Григорий взял в руки теплый комочек. Щенок затих. «Ну, так и быть,возьму одного». Старик благодарно улыбнулся и перекрестился. А сколько радостибыло в доме, когда Григорий достал из рукавицы еще одного «члена семьи»!
Как-то зашла в дом соседка Ивга и, увидев щенка,воскликнула: «Это где ж вы такого тигра раздобыли?!» С ее подачи так и назвалисобаку – Тигр. Однако вскоре обнаружили, что это вовсе не тигр, а Тигра, нокличку менять не стали. Через год Тигра была вполне взрослая и удивительнаясобака, породу которой не смог бы определить ни один кинолог. Представьте себеживотное с мордой лайки, только одно ухо опущено, а второе торчит, будто кчему-то прислушивается. Тело вытянутое, как у русского спаниеля, на короткихлапках. Но главное – это гладкая короткая шерсть, как у далматинца – вся вкруглых черных пятнах по белому полю. Вот почему Ивга и назвала щенка тигром,перепутав с леопардом. Венчал это чудо природы пушистый хвост колечком.
Тигра не по-собачьи была умна и хитра. Долгими зимнимивечерами собирались в доме бабы на посиделки. Пряли, лузгали семечки, пелипесни. Тигра крутилась тут же. Каждый раз ей что-нибудь перепадало: ктопирожком угостит, кто кусочек сахара презентует. Только Ивга почему-тоневзлюбила собаку, и та платила ей тем же. Стоило женщине потерятьбдительность, как Тигра подкрадывалась и кусала ее за пятку. «Хоть не ходи квам», – возмущалась она. «Злая ты, обидела ее когда-нибудь», – отвечал Григорийбез лишней дипломатии.
За три года у Тигры был всего один щенок – весь белый,и только вокруг правого глаза большое черное пятно. «Будто фингал кто емупоставил», – сказала как-то жена Григория. Так и прозвали его Фингалом. Вотличие от матери Фингал был типичным дворнягой, крупным, лохматым, а главное,хорошим охотником.
Зима 1948 года выдалась холодная, вьюжная. Нозапомнилась жителям села нашествием зайцев. Местные мужики тут же наладилиохотничий промысел: ставили силки. Не отставал от них и Григорий. Каждый раз, собираясьв лес за добычей, он брал с собой и Фингала. Но однажды Фингал исчез. День,другой, третий – нет. Уже решили, что его задрали волки. Но тут обратиливнимание на Тигру. Она лежала на подстилке и плакала. Если ей давали кусокхлеба, она брала его и не ела. Но стоило только открыть дверь, как Тигра скуском в зубах пулей вылетала из избы и куда-то убегала. «Странно это!» –подумал Григорий.
Он решил проследить за собакой и пошел следом. Времяот времени Тигра останавливалась, ожидая хозяина, словно боялась, что он потеряетее из вида. Каково же было его удивление, когда в одной из ловушек он увиделФингала. Петля затянулась накрепко вокруг его тела, и он не мог выпутаться,хотя, видно, пытался изо всех сил. Даже шерсть совсем вытерлась в местахперехвата, да так и не выросла больше. Но, видно, урок не пошел Фингалу напользу. Он снова ушел в лес за добычей и больше его никто не видел. Долгогрустила Тигра, отказывалась есть, но потом успокоилась.
Лето прошло в обычных деревенских хлопотах. Хатадышала на ладан, нужно было починить, но где взять лес? Вот и решил Григорийвместе со всем многочисленным семейством на зиму отправиться в теплые края – вСреднюю Азию. Когда уезжали, Тигру на время оставили у соседа, сослуживцаГригория и лучшего друга. «Ты побереги ее до нашего возвращения».
Но «Ташкент – город хлебный» только в кино, а в жизнилиха хлебнули немало. Пришлось среди зимы возвращаться восвояси. Едва ступив напорог промерзшей хаты и побросав вещи, Григорий поспешил к соседу за Тигрой.День был солнечный, морозный. Накануне обильно выпал снег, и сосед чистил занесенныйснегом двор. Увидев Григория, он радостно воскликнул: «Вот не ожидал!» – и пошелнавстречу другу, протягивая руки для объятий.
Грянь среди зимы гром, разверзнись земля под ногами –Григория не повергло бы это в шок, как то, что он увидел. На руках другакрасовались теплые меховые рукавицы, белые с черными пятнышками. Пораженный увиденным,он буквально остолбенел, но в следующее мгновение ярость захлестнула его.Пошатываясь, словно пьяный, он медленно приблизился к другу и наотмашь, чтобыло силы, ударил его по лицу, развернулся и ушел, так и не ответив на вопроспобитого: «За что?!»
Ни дети, ни жена не спросили, почему он пришел безсобаки. По его виду поняли, что случилось непоправимое, что у них нет Тигры, ау отца – друга. Вот ведь как бывает в жизни!
Нина ЛОГВИНЕНКО
Комментарии