Тяжело в учении...
Тяжело в учении...
Мне представляется важным подготовить ребенка к школе. Для этого надо ежедневно заниматься, выполнять задания, которые дают в садике: писать, читать, клеить, штриховать. Но сын ничего этого делать не хочет: «Нет и все!». Я сержусь, заставляю, но выходит только хуже. Опасаюсь, что учиться ему будет тяжело, но и заниматься военными действиями тоже не хочется – сил уходит много: сначала собрать и заставить себя, а потом сына. Очень тяжело, что делать?
Обучение ребенка-дошкольника имеет свою специфику. Произвольность его психических процессов еще не достигла такого уровня, когда он может что-то делать просто потому, что это сделать надо. Поэтому обучение проводится обычно в игровой форме, чтобы поддержать интерес к происходящему. Играть можно непосредственно при выполнении конкретного задания, например, мы не пишем строчку букв «о», а делаем мостик из овальных камушков через ручеек строчки, потом кто-то обязательно проскачет по этим камушкам, если они уложены ровно. Игра может быть и всеобъемлющей, например, мы не садимся заниматься, а играем в школу или в разведчиков, которым надо воспроизвести шифровку…
Важно помнить, что подготовка к школе – это не только интеллектуальные навыки. Коммуникативная готовность ребенка подразумевает, что он умеет строить отношения, договариваться со взрослыми и сверстниками. Значит, ребенка надо готовить и к этому. Легче и эффективнее коммуникативная готовность ребенка к школе раскрывается и развивается в ролевых играх и серьезных доверительных беседах.
Волевая готовность развивается при соблюдении правил, наблюдении за тем, как они регулируют жизнь семьи. Такой навык поможет ребенку органично влиться в жизнь школы, весь день которой строго регламентирован. Когда звенит звонок, необходимо переключиться с одного вида деятельности на другой, от игры моментально перейти к обучению – это правило. В течение урока необходимо удерживать себя за партой – это тоже правило, как бы ни хотелось сидеть под партой или на ней. Хорошо, если к началу школьного обучения ребенку удастся усвоить, что правила – полезны, они делают жизнь проще и легче.
Мотивационная готовность – результат того, что ребенок понимает взаимосвязь вещей: что нужно делать и для чего. Такое понимание может возникнуть как следствие обсуждения с родителями поступков и мотивов – своих, близких людей, сказочных персонажей или мультяшных героев: «Почему Бараш расстроился, когда у Нюши получилось писать стихи?», «Для чего Нюше нужен был особый дар?», «Что в действиях Кроша обидело Ежика?». Такой, вроде бы совсем несерьезный разговор помогает ребенку лучше понять себя и окружающих.
Наконец, сложно ждать от него энтузиазма в занятии, к которому маме самой приходится побуждать себя волевым усилием. Поэтому хорошо бы найти собственный интерес в происходящем и выстроить систему своих мотивов, которые позволят демонстрировать искомый энтузиазм. Например, можно сочинить увлекательную сюжетную игру, которая будет включать в себя элементы штриховки (для подготовки руки к письму), и представлять, как похвастаетесь «авторской методикой» перед подругой, у которой ребенок-сверстник, или перед бабушкой – педагогом с тридцатилетним стажем… Если нечто подобное мотивирует, почему бы этим не воспользоваться?
Подготовка ребенка к школе – процесс значительно более широкий и творческий, чем кажется на первый взгляд.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии