Такие разные игры
Такие разные игры
Школа для родителей - >>>
Такие разные игры
Во все времена и вовсех точках планеты детей увлекают разнообразные игры. Развитие цивилизациипривносит свои штрихи, и игрушки видоизменяются, но все же, как и в годы нашихбабушек, ребятишки увлеченно смотрят на вертящийся волчок, нанизывают кольца напирамидку и играют в дочки-матери.
В каждый период развития ребенку необходимо решитьсвои задачи, и в этом ему могут помочь определенные игрушки. Так, развитькоординацию можно, собирая пазлы, строя дома и башни из кубиков. Рисование пальцами,изготовление поделок и коллажей из бисера, различных круп, пуговиц и прочегоматериала поможет не только развитию творческих способностей, но и разовьетмелкую моторику рук, что пригодится при обучении речи и письму. Игра в «горячо»и «холодно», формирование предметов по группам, игра в жмурки способствуютразвитию памяти и внимания.
Для малыша до года особенно актуальны игры,стимулирующие развитие зрительных, слуховых, тактильных навыков, яркие,подвижные, громкие игрушки: погремушки, мобили, имеющие различную текстуру иформу. Подрастающему карапузу можно купить юлу, различные музыкальныеинструменты, пирамидку, мячи, кубики и прочие игрушки, которые помогут емуизучать свойства и устройство предметов. Вот малыш тянет веревочку, и машинкадвижется вслед за ним. Вот стоит нажать кнопку, и из магнитофона слышится звук.В вашем доме обязательно должны быть конструкторы, кубики, головоломки и пазлы,состоящие из 2-3-х деталей. Сложность головоломок и пазлов увеличивается помере взросления ребенка.
Детям 2-3-х лет необходим простор для детских игр. Почащегуляйте с малышом в парке, на детской площадке. Позвольте ему плескаться вванной или бассейне, устраивайте морские бои и кругосветные путешествия подпарусами. Разрешите ребенку помогать вам: подмести комнату, побренчатькастрюлями на кухне. Переливая воду из стакана в чайник, выжимая тряпку сводой, сажая с мамой цветы, малыш познает окружающий мир, знакомится с такимипонятиями, как объем, форма, цвет, запах.
К трем годам в вашем сундучке для игр могут появитьсятематические наборы – ферма, зоопарк и др., фигурки диких и домашних животных,насекомых и птиц, мягкие и смешные зверята. Куклы-марионетки и перчаточныекуклы могут оказаться не только верными друзьями, но и неоценимыми помощникамидля родителей. Кто, кроме них, может легко успокоить капризулю, кто составиткомпанию в уборке игрушек и вместе с малышом съест кашу?
Родителям дошколят важно помочь ребенку найти балансмежду подвижными и спокойными играми. В это время детей занимают игры,имитирующие деятельность взрослых: больница, магазин, война, школа, автостоянкаи т.д. Для этого ребенку понадобятся различные наборы: инструменты, медицинскиепринадлежности, магнитная доска, оружие и прочие игрушки, которые помогутвоссоздать мир взрослых и примерить на себя разные роли. Девочке простонеобходим кукольный домик, а мальчик придет в восторг от набора машинок илисолдатиков. Помогут перевоплощаться и игры с переодеванием. Смастерите изстарой одежды костюм волшебника, плащ мушкетера, запаситесь «волшебными»предметами, шляпами и пр.
Наверное, многие помнят, как в детстве любилисооружать домики из подручных материалов. Одеяло, натянутое над столом илинаброшенное на стулья, старая коробка из-под телевизора. Купите своему ребенкупалатку в виде авто или грибка, пусть это будет его маленький уголок, куда безразрешения не смогут попасть даже взрослые, такой домик обязателен дляребятишек, живущих с родителями в одной комнате.
Из подвижных игр актуальны незатейливая игра в прятки,жмурки, догонялки – все то, во что играют детишки во дворе, передавая свой опытмладшим ребятам. Укрепите на стене дартц – пусть ребенок тренируется вметкости. Если есть возможность, приобретите спортивный уголок или боксерскуюгрушу с перчатками – так вашему чаду будет легче выплескивать свою энергию,бьющую через край.
Соберите вместе с малышом коллекцию игрушек изприродного материала. Это могут быть речные камешки, еловые шишки, листья иветочки деревьев. Вы сможете применить эти материалы как в игре, так и втворчестве. Простые настольные игры с игральными кубиками соберут за столом всюсемью, настольный хоккей или футбол научат ребенка ценить победу и уметьпроигрывать.
С поступлением в школу в жизнь ребенка привноситсяэлемент ответственности. Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, нобыло бы несправедливо лишать школьника любимых занятий. Сюжетно-ролевые игрыпо-прежнему увлекают детей, поэтому не спешите убирать игрушки в шкаф. Придет время– и ваш ребенок сам решит, когда будет готов с ними расстаться. Увлекательнымзанятием в этом возрасте может стать домашний театр. Если у сына или дочки ещенет партнеров для игр, позовите в гости одноклассников. Ребята могутсамостоятельно или с помощью взрослых составить программу и организоватьконцерт или спектакль. Не забывайте и про настольные игры, ведь ониспособствуют не только развитию логики и внимания, но и сплочению семьи.
По мере взросления школьника растет и его стремление ксамостоятельности. Прислушивайтесь к мнению ребенка и предоставляйте емусвободу для игр со сверстниками. Однако не стоит совсем отказываться отсовместных занятий, ведь мама и папа могут являться неоценимыми помощниками ворганизации игр. Подростков от 11-и и старше интересуют викторины, КВН,различные командные и интеллектуальные игры, как подвижные, так и настольные.Игры, направленные на взаимодействие мальчиков и девочек, также пользуютсяуспехом.
Игры старших школьников менее подвижны, более интеллектуальныи носят познавательный характер. Они уже не возникают стихийно, а требуютучастия организатора. На первый план выходит общение со сверстниками,самопознание. Часто одним из основных увлечений становится различная музыка,компьютерные игры или просмотр кинофильмов. Ваш ребенок становится взрослым, новедь даже взрослые охотно участвуют в различных играх на праздниках и свадьбах.
Игра проходит через всю нашу жизнь. Играйте со своимидетьми! Ведь ни одна игрушка не сможет заменить душевной близости и теплоты, ина любом этапе развития вашему сыну или дочке необходимо живое эмоциональноеобщение.
Виталия ПРОВОТОРОВА,
педагог-психолог.
Комментарии