«Такая у нас работа…»
«Такая у нас работа…»
МЧС России готовится издать книгу «Витязи спасения» о лучших сотрудниках аварийно-спасательных служб. Одним из её героев может стать помощник начальника караула пожарной части №24 Вячеслав ШМОНИН.
Тяжело в учении…
В детстве Слава даже не думал, что станет пожарным. Родился в Новосибирске, с полутора лет живёт в микрорайоне ОбьГЭС. Учился в 179-й школе. Служил в армии. Когда вернулся, устроился в коммерческую фирму. Но вскоре понял, что это не его.
Брат Андрей в то время служил в пожарной части №8 в Академгородке. Он и предложил пойти в пожарные. А почему бы и нет? Биография подходящая: в школе занимался спортом, за плечами служба, приводов в милицию не было.
Долго уговаривать не пришлось. Вакансии были в пожарной части №24 в Левобережье. Туда Вячеслав и обратился. В первое время, рассказывает, было тяжеловато. Командир отделения Михаил Лукьянцев, человек принципиальный, требовательный, добивался от подчинённых выполнения нормативов с максимальными результатами.
– Для него других оценок не существовало, только «пятёрка». А чтобы на «пять» пройти боевое развёртывание, подняться на башню, научиться вязать узлы, надо было потрудиться, – говорит Вячеслав. – По молодости такие жёсткие требования не нравились – и злость была, и психовал. Теперь понимаю, что иначе нельзя. Не зря нас готовили, как космонавтов. Перефразируя суворовское выражение, можно сказать: тяжело в учении – легко на пожаре. Там счёт идёт даже не на минуты – на секунды. И пожарный должен быть уверен в себе, в своих действиях. Теперь с таким же пристрастием воспитываю молодых сотрудников.
Один на пожаре не воин
В коллективе пожарной части №24 2-го отряда Федеральной противопожарной службы по НСО 35 человек. В каждом карауле – 6-7 сотрудников. И в любом из них, говорит Вячеслав, ты должен быть уверен, как в себе:
– Надёжность, полное взаимопонимание, слаженность – без этого в нашей работе нельзя. Когда идёшь навстречу огню, ползёшь спасать людей, всегда должен знать, что за тобой есть человек, который подстрахует, вытянет в случае чего. Ну а произойти может что угодно – и крыша рухнуть, и газовый баллон взорваться. Приезжая на вызов, мгновенно оцениваем обстановку, начинаем боевое развёртывание и тушение пожара. Начальник караула в это время выясняет у соседей, могут ли быть в горящем здании люди. Если задымление сильное, надеваешь дыхательный аппарат. Если дыма не очень много, в «боёвку» нос укутываешь – и вперёд.
За 20 лет службы бывало всякое: в поисках пострадавших в квартиры по пожарной лестнице залезал, в частные дома входил, в подвалы спускался. Сколько людей спас, не помнит. Или только так говорит – «чтобы не подумали, будто героизмом хвастаюсь».
– За отвагу на пожаре чаще всего награждают тех, кто вытащил детей. Но я от всего отказался бы ради того, чтобы дети в такие ситуации не попадали! Знаю, как страдают пожарные, когда люди, особенно дети, становятся жертвой огня. Невероятно тяжело жить с чувством вины в душе. Хотя приходится признать, что не всегда в борьбе со стихией победа на нашей стороне. Входишь в задымлённый дом, на ощупь ищешь тех, кто там может находиться. В экстремальных ситуациях действия людей противоречат всякой логике: от огня могут забраться под кровать, в шифоньер. Недавно в городе был случай, когда мужчина в состоянии аффекта залез на шкаф, и его поздно обнаружили…
Одним из самых запоминающихся для Вячеслава стал пожар, который произошёл несколько лет назад на Новосибирской ГЭС. Загорелся трансформатор. Пожару была присвоена высшая категория сложности. На тушение приехало несколько машин. Пришлось ждать, когда отключат электричество, – на оборудование подавалось напряжение в тысячи вольт. А огонь уже бушевал так, что было слышно, как в трансформаторе булькают тонны кипящего масла. К счастью, обошлось без жертв.
– Я благодарен своим коллегам, с которыми судьба свела в одну команду: Александру Шевченко, Владимиру Ионкину, Сергею Стащаку, Сергею Цыганкову. Это люди ответственные, надёжные, смелые. Может, звучит высокопарно, но другими словами не скажешь. Такая у нас работа – всё время в ожидании, на самой высокой ноте. Расслабляться нельзя, ведь можешь потребоваться в любой момент.
Виной всему – беспечность
Во время пожара в считанные минуты люди теряют всё, что наживали долгие годы. А причина трагедий в большинстве ситуаций – привычка надеяться на русский «авось».
– Сотрудники МЧС создали множество памяток, постоянно ведут разъяснительную работу среди населения, напоминают, как важно содержать в порядке печи в частных домах, на дачах, проверять состояние электропроводки, – подчёркивает Вячеслав Шмонин. – Но, увы, зачастую люди не вспоминают о том, что накануне отопительного сезона нужна ревизия печного отопления, что проводить работы на электросетях должны только специалисты. Не вспоминают до тех пор, пока в буквальном смысле жареный петух не клюнет. Часто причиной беды становится алкоголь. Непотушенную сигарету, курение в постели не назовёшь иначе, как беспечность. А оборачивается она очень дорого – потерей имущества и порой даже жизни.
Всегда на страже
Новое здание пожарной части на ул. Печатников, 22 не спутаешь с другими: лозунг «Предотвращение, спасение, помощь» говорит о том, что здесь база огнеборцев. А пришёл Вячеслав работать ещё в ту «пожарку», что размещалась в большом деревянном доме за высокой стеной тополей. Тогда, с улыбкой вспоминает он, была романтика: сами топили печь в морозы, у огня после выездов сушили спецодежду. Но это всего лишь ностальгия, связанная с молодостью. Сейчас, конечно, условия лучше: в помещении центральное отопление, есть комната отдыха, сушилка, учебный класс, гараж на два автомобиля, рядом – тренировочная башня. Кроме того, на ул. Приморской, 43 открыт специализированный учебный центр. В последние годы работникам силовых структур подняли зарплату, и теперь охотнее идёт служить молодёжь.
– Сейчас, когда пожарная охрана стала входить в структуру МЧС, обязанностей у нас стало больше. Например, выезжаем и на крупные автоаварии, – рассказывает Вячеслав. – В то же время со стороны государства, руководителей ведомства больше внимания уделяется материальному обеспечению. В пожарных частях, например, появилось оборудование для резки металла, а раньше был разве что лом. Наша часть получила новый автомобиль с цистерной восемь тонн, и это очень важно: теперь можно притушить даже крупный пожар. Три тонны воды хватало буквально на пять минут, поэтому у жителей иногда возникало заблуждение, что пожарные приехали «сухие». Такого не бывает никогда! Когда водитель принимает дежурство, он всегда проверяет, полна ли ёмкость. Вообще у нас жёсткие временные нормативы: после сигнала о пожаре мы должны за 18 секунд надеть боевую одежду и через 30 секунд выехать. Расчётное время в пути – 2 минуты на километр. Это стараемся чётко выполнять. Сложности с водой могут возникнуть только в частном секторе и в дачных обществах, в так называемой безводной зоне – более 400 метров от пожарного гидранта. Предвидя это, вызываем на помощь дополнительные силы.
Вячеславу сейчас 42. По выслуге лет пора на пенсию, но слово «пенсионер» с ним не ассоциируется: стройный, спортивный, довольно молодой человек, папа двоих сыновей – 16 и 6 лет. Старшего уже не влечёт «романтика» профессии отца, а младший с горящими глазами просится к нему на дежурство. Сложно сказать, пойдёт ли кто-то из них по стопам Вячеслава. Но нет сомнений, что на его примере мальчишки вырастут настоящими мужчинами.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии