Стихи, романсы и любовь
Стихи, романсы и любовь
Стихи, романсы и любовь
В субботу 10 марта в Доме ученых состоялось выступление частого и всегда желанного гостя – бердского музыкального салона «Тамара».
Пунктуальные поклонники пришли пораньше, чтобы побродить в зимнем саду и занять лучшие места в зале. Взору самых нетерпеливых зрителей предстали последние приготовления; гитарист, сидя у зачехленного наполовину рояля, настраивал свой инструмент. Отдельные звуки сливались в обрывки знакомых мелодий, аргентинские ритмы сменялись каким-то необычайно нежным пассажем, навевая лирическое настроение.
Вышла конферансье, пальцы пианистки коснулись клавиш, и полилась проникновенная музыка. Прозвучали три романса на стихи Пушкина, ведь в этом году исполнилось 170 лет со дня той страшной дуэли…
Почтив память великого русского поэта, коллектив обратился к хронологически более близким нам авторам. Был исполнен известный романс «Не любил он», как всегда трогательно под гитару прозвучали слова Евтушенко: «Бог наказал любовью всех, чтоб в муках верить научились». Сценарий был проработан прекрасно; ведущая рассказывала не шаблонную, «книжную» биографию поэтов (понимая, что в этой информации слушатели не нуждаются), а только маленькие интересные зарисовки из их жизни и творчества. Ее мягкий голос органично сливался с виртуозным аккомпанементом, романс дополнял декламацию. Это походило на четки, где на нить любовных переживаний нанизывались бусины песен и стихов, посвященных волнующей теме любви.
«Я не любви твоей прошу, она теперь в надежном месте…» – слышится гордо-обреченный монолог Ахматовой. Сколько женщин в течение последних восьмидесяти лет читали эти строки и удивлялись: «Да ведь это мои мысли!» Изящные женские руки порхают над клавиатурой, наполняя зал волшебной музыкой Шопена, сопровождающей чтение стихов эгофутуриста Игоря Северянина. Вот оно, с юности всем знакомое: «Это было у моря, где ажурная пена, где встречается редко городской экипаж…» И вот уже из минувшего века слышен голос Марии Петровых, она молит возлюбленного: «Назначь мне свиданье на этом свете…» Вокалистка с красивыми грустными глазами исполнила песню на стихи Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…» Странно, при исполнении этого романса на большой эстраде не было слышно стихов, и не доходил их глубоко философский смысл, все терялось в мощном голосе российской Примадонны. Вот яркий пример того, что недопустимо судить о стихах по современным «звездным» песенкам, а о классическом романе – по фильму.
Невольно удивляешься, как схожи были мысли у женщин-поэтесс того времени, как похожи линии их поведения. Они либо любили, всецело отдаваясь и почти растворяясь в избраннике, либо отвергали чью-то, возможно, искреннюю, но невзаимную страсть, не забывая благодарить за нее в строках своего творчества. Слушали стихотворение Тушновой: «Я рада, что мы не встречались часами, что не целовались с тобой у крыльца…» – и вспоминалось похожее: «Мне нравится, что вы больны не мной» или «Пленник чужой, мне чужого не надо, я и своих-то устала считать…» Ведь и современные женщины, не разделяющие чувства поклонника, глубоко в душе жалеют его, наслаждаясь невинным удовольствием быть кем-то обожаемой…
Концерт шел своим чередом. Гости не забыли поздравить всех с наступлением весны. Прекрасно прозвучала какая-то почти народная песня о душечке – красной девице в исполнении вокального дуэта. Случайно упал взгляд на десятилетнюю девочку с такими же, как в песне, пшенично-русыми волосами: она сидела в первом ряду и восторженно смотрела своими жемчужно-голубыми глазами на талантливых женщин в красивых концертных платьях. Современным девушкам совсем не вредно пересмотреть свое отношение к моде в стиле «унисекс»!
Заиграл гитарист. «Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи», – декламировала конферансье. Едва ли нашелся бы в зале человек, не любящий это стихотворение Блока. Существует точка зрения, что в идеале при исполнении романса плакать должны только слушатели, а исполнитель должен скрывать навеянные произведением эмоции – и бердским вокалистам это удалось.
Именно блестящий профессионализм участников, идеальный слух, поставленные голоса и правильная артикуляция рассеяли любые мысли о самодеятельности. Даже тот, кто не знал этот коллектив, прекрасно понимал, что перед ним настоящие музыканты. И это действительно так. Ведущая Тамара Лапина, гитарист Виктор Семьянов, вокалистки Лилия Жданова и Елена Плешакова, концертмейстер Людмила Андреева – все они преподают в бердской музыкальной школе. А для того чтобы вырастить и воспитать юного музыканта, надо самому достичь на этом поприще немалых высот! В этом году школе исполнится 60 лет. Много ее выпускников связало свою судьбу с музыкой, кто-то избрал себе другую профессию, но нет ни одного, кто был бы к музыке равнодушен или не разбирался в ней. Громкими аплодисментами аудитория поздравила будущих юбиляров. Самому музыкальному салону «Тамара» уже 15 лет. Посещая их выступления, школьники и студенты с гордостью говорят: «Это наши учителя!»
Средний возраст собравшихся был «прилично за тридцать»; порадовало присутствие в зале детей. Несмотря на объявленное во всех афишах исполнение стихотворений поэтов серебряного века, не было старшеклассников, которые сейчас изучают эту тему в школе. И совершенно напрасно. Навряд ли кто из пришедших пожалел о потраченных 20 рублях – сумме, не превышающей стоимости большого пакета чипсов. Именно подобные мероприятия способны искоренить в молодежи представление о литературе как о куче пыльных хрестоматий, показав ее тесную связь с другими видами искусства.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии