Сырьевая экономика требует инноваций
Сырьевая экономика требует инноваций
В конце года на заседании Президиума СО РАН подведены итоги работы институтов Сибирского отделения. Лидером исследований в интересах развития экономики страны назван Институт нефтегазовой геологии и геофизики, годовой оборот которого сегодня составляет около полумиллиарда рублей.
Пока Правительство РФ делает ставку на развитие отечественных технологий и говорит о необходимости инноваций, сырьевая составляющая для России по-прежнему остается основной.
– В последние годы нередко приходится слышать, в том числе даже и от президента страны, что заниматься сырьем для России – позор, – сказал лауреат премии «Глобальная энергия-2009» академик Алексей Конторович. – Но позор вовсе не в том, что мы им занимаемся, – именно эти работы в свое время обеспечили прорыв экономики нашей страны. Проблема в том, что мы не обеспечиваем себя запасами, очень вяло исследуя новые месторождения, и плохо перерабатываем экспортируемое сырье. Из тонны нефти получаем 720 кг качественных нефтепродуктов, а Европа – 950. Сколько слышно возмущений, что мы продолжаем сжигать попутный газ. Конечно, это нехорошо. Но гораздо хуже, что во всей стране нет производств, перерабатывающих жирный газ, которого в ближайшие годы у нас будут добывать в десятки раз больше, чем сжигается попутного. Необходимо создавать в России мощные нефтехимические кластеры, что и будет по-настоящему энергоэффективной инновационной политикой. Даже в Персидском заливе это умеют делать, а у нас инновации – одни слова.
Разговоры о том, что трубу «Восточная Сибирь – Тихий океан» будет нечем наполнить, Алексей Конторович назвал сказами. Он подчеркнул, что если геологоразведку нормально финансировать, трубу можно заполнить уже через 15-20 лет. В целом мировые запасы нефти сегодня составляют около 500 млрд тонн. Исходя из этих данных, сотрудники ИНГГ СО РАН составили примерный прогноз по добыче. По мнению академика, максимальная добыча нефти в мире, скорее всего, будет достигнута к 2020-2030 гг. и составит 4,6-4,8 млрд т в год. Примерно на этом уровне добыча нефти удержится до середины ХХI века, а к его концу уменьшится вдвое, сравнившись с уровнем 70-х гг. прошлого столетия. Эти цифры Алексей Конторович в прошлом году представил вниманию участников Всемирного нефтяного конгресса в Мадриде.
Более десятой части мирового объема добычи «черного золота» производится в нашей стране, причем основная доля (350 млн т) – в Западной Сибири, где также сосредоточены источники добычи газа. Одним из важнейших направлений единогласно назвали исследования и освоение месторождений Арктики. В Восточной Сибири и Якутии обнаружены огромные перспективы добычи гелия, которые дают возможность России стать его крупнейшим поставщиком на мировом рынке.
Строя прогнозы на сто лет вперед для нефтегазового комплекса страны, институт не мог обойти свои внутренние проблемы: назрела острая необходимость строительства нового корпуса и усиления лабораторной базы, на что потребуются серьезные вложения.
– Мы почему-то должны отдавать драгоценные земли Академгородка под бизнес, который пришел к нам в виде технопарка, а вопрос о строительстве корпуса для ведущего в Академии наук института даже не поднимался, – заявил Председатель СО РАН академик Александр Асеев. – Еще удивительнее, что Центр нефтегазовой геологии было решено строить в Красноярске, где есть средства, но нет ни квалифицированных кадров, ни серьезных научных школ, и со всеми этими вопросами теперь они обращаются к нам.
Академик Николай Добрецов с сожалением отметил, что из 60 докторов наук большинству более семидесяти лет. Это недопустимо для стремительно развивающегося научного направления. И проблема не только в дефиците ставок, которые не готовы освободить для молодежи пенсионеры, – многочисленные контрактные работы и гранты позволяют научным сотрудникам института безбедно существовать, невзирая на небольшую долю ставки и такой же объем бюджетных выплат. Алексей Конторович обратил внимание на то, что аспиранты, к сожалению, не стремятся становиться кандидатами наук, а молодых докторов наук и вовсе по пальцам пересчитать.
Председатель СО РАН Александр Асеев сообщил, что на недавней встрече представителей Академии наук с Президентом Дмитрий Медведев дал поручение выделить тысячу ставок для молодежи. По информации президента РАН Юрия Осипова, министр Андрей Фурсенко уже подписал это решение.
Вспоминая собственный опыт, академики отметили: большинство из них стали докторами наук в 34-37 лет, что сегодня большая редкость. Отчасти это можно объяснить насущным квартирным вопросом. Однако за последние 10 лет ИНГГ купил для своих молодых сотрудников более 70 квартир общей стоимостью 78 млн руб. И хотя при этом использовались только хоздоговорные и контрактные средства, с которых исправно уплачивались все налоги, с августа 2009 г. Минфин запретил вести подобную деятельность, лишив институты одного из главных стимулов для притока молодых кадров.
Директор Института нефтегазовой геологии и геофизики Михаил Эпов заверил, что в течение 2-3 лет будет заметно омоложен состав заведующих лабораториями, но отметил, что этот процесс небезопасен. Он может вытеснить опытных сотрудников, которые начнут работать на коммерческие инновационные компании, пользуясь интеллектуальной собственностью института – идеями и проектами. Недавно вышедший закон о создании малых предприятий при научных учреждениях – это обоюдоострая бритва, которая еще больше ставит под угрозу сохранение интеллектуальной собственности институтов, считает академик Эпов. Один из путей решения данного вопроса – создание принципиально новых направлений под руководством молодых завлабов.
Александр Асеев отметил, что во взаимодействии институтов с коммерческими компаниями всегда были сложности, однако победить их можно, налаживая с бизнесом взаимовыгодное сотрудничество, обеспечивая ученых интересной и доходной работой по крупным проектам. Первым шагом в этом направлении станет в марте бизнес-семинар с ОАО «Газпром» в Надыме, в котором примут участие представители ИНГГ СО РАН.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии