Школьные друзья
Школьные друзья
В прошлом году мы переехали, и дочка сразу же пошла в первый класс. Естественно, никого из ребятишек она раньше не знала, к тому же в их классе за год сменилось несколько учителей и малыши как-то не сдружились. Затем класс расформировали, и новый учебный год мы начали уже в новом классе. Все дети, кроме моей дочки, здесь дружат по два-три человека с первого класса. Когда в сентябре заметила, что моя девочка ни с кем не общается, подумала, что надо дать ей время влиться в коллектив, но и в мае она оставалась одна. Пробовала говорить с учительницей – она считает, что все нормально. Дочка у меня не замкнутая, не глупая, жаждет общаться с ребятишками. Я весь прошлый год чувствовала, что она переживает, но отмалчивается. В школу она теперь идет без настроения. Как ей помочь?
Семилетний возраст не случайно рекомендован для начала школьного обучения. В это время происходит завершение периода ролевых игр в жизни ребенка. В процессе игры малыш учится общаться, командовать, следовать за лидером, подчиняться правилам и многим другим навыкам, полезным для адаптации к новому коллективу в школе. В семи-восьмилетнем возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную независимо от того, решил ли ребенок задачи предыдущего возрастного периода – научился общаться или нет.
Если по каким-то причинам у ребенка не получается комфортно взаимодействовать с одноклассниками, ему необходимо помочь. Когда малыш оказывается в новой обстановке, ему могут потребоваться все ресурсы – не только собственные, но и общесемейные. Он, конечно, и сам справится методом проб и ошибок, но затратит на это значительное количество времени и сил. Ведь ребенку приходится одновременно решать задачи двух возрастных периодов, и не всем детям оказывается по силам такой рывок.
Итак, чем семья может помочь малышу, который не научился общаться со сверстниками до школы?
Вместе с ребенком присмотритесь к одноклассникам. Обсудите его симпатии: кто и почему ему нравится.
Познакомьтесь поближе с понравившимися детьми и их родителями. Узнайте, чем они увлекаются, какие кружки посещают. Обсудите с ребенком – совпадают ли их интересы.
Ищите точки пересечения вне школы: совместные прогулки, походы, посещение кафе помогут ближе познакомиться и подружиться.
По возможности не препятствуйте ребенку ходить в гости к одноклассникам после уроков, позвольте ему приглашать друзей.
Участие в школьных мероприятиях вместе с ребенком (экскурсии, походы, посещения театра) помогает держать руку на пульсе и наблюдать, как развиваются отношения с одноклассниками. Будучи в тесном контакте с классом своего ребенка, Вы можете поддерживать его.
В младшей школе действовать по такой схеме еще не поздно. В этом возрасте закладываются основы дружбы, которая может продлиться всю жизнь, но пока еще эти отношения пластичны, и новые друзья появляются относительно легко.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии