Сено-солома и солнечный конь
Сено-солома и солнечный конь
.Сено-солома
и солнечный конь
Близится осень, а вместе с нею время замечательного,богатого возможностями материала – соломы. В современном городском быту у насредко возникает надобность в соломе, и мы слабо представляем, для чего онапригодна. А вот в традиционном крестьянском хозяйстве солома быланеобходимейшим материалом: ею крыли крыши домов и амбаров, подкармливали скот,набивали матрасы и валенки (чтобы не теряли форму), соломой утепляли дома,хранили в ней овощи, из нее же делали игрушки детям и ритуальные куклы.
Основой традиционных крестьянских игрушек служил пучоксоломы, перевязанный жгутом. Очевидно, первые соломенные игрушки родились прямов поле, в страду, когда матери вынуждены были брать с собой малолетних детей.Сложенный пополам пучок соломы напоминал голову, расходящиеся вниз соломины –сарафан, а вставленный перпендикулярно туловищу второй пучок – руки. Такимкуколкам делали одежду из лоскутов, украшали их сплетенными из соломы косичками– плетежками.
Из соломы также делали изображения языческих богов и сними весной встречали, а осенью провожали Ярило-солнце. Одним из главныхперсонажей праздников, так или иначе связанных с солнцем, был конь.
У многих народов, в том числе древних славян, коньпочитался как символ солнца – божества, дарящего тепло и свет всему живому. НаРуси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня– бревна с желобом, которое защищало крышу от дождя. Многочисленные изображенияконя встречаются практически во всех видах народного искусства: вышивке,резьбе, росписи.
В некоторых районах средней полосы было принято делатьсоломенные фигурки коней на первые заклички весны, 14 марта (1-гопо старому стилю). На этот день приходилось древнеславянское празднование вчесть божества Овсеня – покровителя коней. Однако основные праздники почитанияконя приходились на август. 15 августа (2-го по старому стилю) отмечалсядень Степана Сеновала, а 31 августа (18) был главный «лошадиный» праздник– день святых Фрола и Лавра. В этот день на лошадях не разрешалось работать, аконепасам полагался праздничный пирог.
Широко была распространена традиция вождениямасленичного «коня»: сделанную из соломы лошадиную голову насаживали на шест,который нес один из участников игры, закрывшись с головой рогожей, а остальные участники,постепенно присоединяясь к игре, заскакивали под рогожу.
Стремительный бег коня связывался в народномпредставлении с движением солнца. Именно поэтому в народной соломенной игрушке,изображавшей коня, грива пышно распускается, как бы образуя ореол солнечныхлучей, а хвост словно летит по ветру от быстрого бега.
Попробуем сделатьсоломенного конька своими руками. Для его изготовления потребуется размоченнаяв горячей воде солома или натуральное мочало (его можно купить в хозяйственноммагазине). Материал используется в сыром виде.
Конь, показанный на фото 1, состоит из трех основныхдеталей: головы-шеи-передних ног, туловища-хвоста и задних ног. Для нихпонадобятся три больших пучка соломы или мочала. Кроме этого, для гривыпонадобятся несколько мелких пучков.
1. Сначала делаем голову, шею и передние ноги коня(см. схему). Для этого берем длинный пучок соломы или мочала (около 35 см),толщина пучка – сколько удобно взять рукой. Отступив от одного края примерно 2см, перетягиваем пучок ниткой. Сгибаем пучок возле перевязки и равномернораспределяем солому по окружности. Обвязанный ниткой «хвостик» будет находитьсявнутри морды коня.
2. Пучок перевязываем еще в двух местах: сперваотступив от конца морды 3-4 см, затем, отступив еще 2 см. Изгибаем пучок подпрямым углом и перевязываем ниткой через 2-3 см от места перегиба (на фото этаперевязка скрыта под гривой). Перегиб под прямым углом выполняется так:соломины с внутреннего края натягиваются, а соломины с внешнего краяослабляются. Получается голова коня.
3. Теперь формируем шею и передние ноги. Для этогополучившийся пучок примерно посередине перевязываем ниткой (на фото перевязказакрыта деталью туловища), затем раскладываем на две равные части – это будутноги. Каждую ногу обвязываем посередине, в районе колена, и внизу, отступив открая примерно 2 см – получаются копыта.
4. Берем второй пучок соломы – из него сформируем туловищеи хвост коня. Перегибаем пучок пополам и обхватываем им первую деталь всередине, перевязываем ниткой. Пучки располагаются перпендикулярно друг другу.Середину второго пучка (туловища) обвязываем ниткой – у коня появляется хвост.
5. Для того чтобы сделать задние ноги коня,берем еще один пучок соломы. Перевязываем его в четырех местах: там, где будутколени и копыта. Сначала обвязывают концы пучка, отступив от краев 2 см, затемперевязывают еще в двух местах, разделив пучок примерно на равные по длинечасти.
6. Получившиеся ноги навешивают на деталь туловища иприкрепляют ниткой, плотно прижав к туловищу.
7. 3-4 маленьких пучка соломы (длиной примерно 10 см)огибают вокруг головы коня и закрепляют ниткой – получается грива.
8. Хвост расправляют веером, и готового конявыставляют на просушку.
Это далеко не единственная разновидность соломенногоконя: на фото 2 вы видите коня со вздыбленной гривой, которого ведет под уздцысоломенная девица. Утрированные пропорции и форма гривы создают впечатление,что от коня исходит сияние. Такое решение, как уже было сказано, соответствуетдревней традиции, в которой конь почитался как символ солнца.
Пусть в вашем доме появится это замечательноеживотное, а также и другие соломенные: мужики и бабы с детьми, быки и петушки,сказочные лебеди и жар-птицы.
Материал предоставлен Г. Сайфудиновой,преподавателем факультета культуры и дополнительного образования НГПУ (предмет«народная игрушка»).
Евгения ЛУНДИНА.
Комментарии