Русский народный костюм
Русский народный костюм
В Музейном центре искусств ДМ «Юность» открылась выставка русского народного костюма из коллекции О. Выхристюк, директора Русского дома народных традиций «КрАсота».
«По одежке встречают…» – эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.
Сейчас мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла старинная традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что покупаем в магазине. А ведь нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы.
Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась и по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Основными элементами традиционного костюма были: рубаха, сарафан или юбка-понёва, пояс и головной убор. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.
Сарафан (платье без рукавов) принято считать частью русского женского костюма, но так было не всегда. До XVI в. «сарафаном» называли княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру с головы до ног. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она «несла», плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера, стиль.
Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду от загрязнения и прикрывал ее неукрашенные части. Передник - запона или занавеска дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью женского русского костюма. Его обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении. Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них: налобная часть – кичка с рогами или гладкая; чехол из кумача, бархата или ситца – «сорока»; полотнище сзади – «позатылень». Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания или после первой брачной ночи девушке надевали «сороку» (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название). Свахи, расплетая молодухе косу, приговаривали: «Прощай, коса, девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться».
Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков. Пояса бывали вязаными, ткаными и вышитыми. Русские люди носили обычно несколько поясов. Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы. Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он «распоясался».
Многое еще может рассказать нам русский народный костюм о традициях, верованиях и быте наших предков. Музейный центр приглашает школы на экскурсии по этой уникальной выставке.
Т. Ащеулова, директор Музейного центра искусств
Комментарии