Робот своими руками
Робот своими руками
Кто из нас, будучи ребенком, не мечтал оживить собранную из деталей конструктора модель! Претворить задумку в жизнь удалось в 1998 году Массачусетскому техническому университету и фирме «Лего», выпустившим специальные наборы для сборки роботов-конструкторов. Почувствовать себя современными детьми предложили журналистам сотрудники Центра дополнительного образования «ДИО-ГЕН».
С пользой для учебы
Центр был основан в 2009 году департаментом образования администрации Новосибирской области по инициативе СУНЦ НГУ для выявления и поддержки одаренных детей (прежнее название – Областной центр работы с одаренными детьми). За названием скрываются основные профили деятельности организации: развитие Детской Интеллектуальной Одаренности Гуманитарного, Естественно-научного, Научно-технического направлений. Именно здесь, в рамках воскресной научной школы в феврале было открыто отделение робототехники, где ребята постигают азы конструирования и собирают из деталей «Лего» собственных программируемых роботов.
– Роботы помогают детям усваивать школьную программу, готовят их к восприятию математики, физики, информатики, – рассказывает сотрудник Центра «ДИО-ГЕН» Сергей Якушкин. – Если при создании робота не учитывать, например, законы физики, то он не сможет подняться на горку. Роботы сочетают в себе электронную начинку и механическое обрамление, так что дети получают вполне конкретные знания о том, как устроены и работают современные механизмы.
А где творчество?
Вместе с коллегами-журналистами приобщаюсь к конструированию роботов. Каждому из нас досталась большая коробка, полная разрозненных разноцветных деталей знакомого по детским воспоминаниям конструктора «Лего». Из них предлагается собрать по инструкции базовую модель робота, подключить к нему датчики, сенсоры и центральный блок управления. После этого останется только запрограммировать игрушку, и она начнет послушно выполнять команды. Как легко все в теории, но как непросто на практике! Пальцы упорно роняют мелкие втулки и шайбы, а картинки в инструкции по сборке становятся все более непонятными. Ложку дегтя к самооценке взрослых журналистов не преминул добавить Сергей Якушкин, заговорщически сообщив, что дети такую простенькую модель собирают всего за 20 минут.
– Некоторые считают, что такие наборы «убивают» творческое начало в ребенке, – рассуждает преподаватель Центра «ДИО-ГЕН» Сергей Якушкин. – Но судите сами: сейчас вы собираете базовую конфигурацию, одну из сотни возможных! Играя, дети могут постоянно придумывать новые модели, вот это и есть настоящее творчество.
Воочию увидеть результаты собственного творчества мы смогли лишь через полчаса после начала сборки. На столе, безмолвно замерев, ждут команд четыре небольших робота, чем-то напоминающие главного персонажа из мультфильма «Валл-и». Следующий этап – знакомство с компьютерной программой, позволяющей при помощи элементарных блок-схем задавать роботу последовательность разных действий. Например, он может петь, охранять помещение, различать цвета и выполнять многие другие задания. Не у всех сразу получается научить механического питомца доезжать до препятствия, произносить фразу и, развернувшись, ехать в другом направлении до следующей преграды. Непослушных роботов приходится вновь подсоединять к компьютеру, искать ошибку в программе, изменять заданные параметры.
Роботы всемогущие
Пока мы с трудом заставляем роботов выполнять простые задачки, в соседней комнате ведется работа посерьезнее. Здесь ребята готовятся к IV Всероссийскому робототехническому фестивалю «РобоФест-2012», который на днях пройдет в Москве. Принять участие в таком мероприятии очень почетно: свыше 400 школьных и студенческих команд из 40 регионов России продемонстрируют свою подготовку в решении технических задач в более чем 15 видах соревнований.
– Наш робот должен двигаться по полю, собирать цветные цилиндры и сортировать их, – говорит Екатерина Воронова, семиклассница из гимназии №3. – Мы уже придумали, каким образом это можно сделать технически и сейчас пишем программу. Мне очень нравится заниматься робототехникой, это развивает логическое мышление.
Мое же гуманитарное мышление очень долго отказывалось верить, что подобные роботы умеют собирать кубик Рубика, проходить лабиринты, участвовать в боях по мини-сумо… Одинаковый набор деталей, одна программа – и столько возможностей! Кажется, теперь мне понятно, почему в Центре «ДИО-ГЕН» при наличии всего четырех комплектов конструктора занимаются больше 40 мальчишек и девчонок. Жизнь каждого робота довольно коротка, потому что неиссякаемая детская фантазия готова предлагать все более неожиданные идеи. И если взрослые, собрав модель, чувствуют задачу выполненной и гордятся собой, то ребенок никогда не устоит перед соблазном разобрать до последнего кирпичика построенное, – чтобы соорудить нечто новое.
Елена НОСОВА
Фото автора и сотрудников центра «ДИО-ГЕН»
Комментарии