Рыбы с интеллектом
Рыбы с интеллектом
Рыбы с интеллектом
На этот разречь пойдет об аквариумных рыбках. «Цихлиды – рыбы с интеллектом» – такназывается серия брошюрок, посвященная одним из самых популярных обитателейаквариумов. Представители семейства Cichlidae завоевалилюбовь и расположение аквариумистов благодаря удивительному сочетаниюинтереснейших качеств: яркая привлекательная окраска, масса самых необычныхспособов размножения, сложные межличностные отношения, трогательный уход запотомством, незаурядные умственные способности, наконец! В этой статье мнехотелось бы рассказать о собственном небольшом опыте близкого общения с этимизамечательными рыбками.
Первойцихлидой, с которой я близко познакомилась, был хромис-красавец, принадлежавшиймоей школьной подруге. Это была Рыба с большой буквы. Потрясающе красивый(ярко-красное тело с рядами блестящих голубых точек, пышные плавники, высокийлоб), он к тому же обладал ярко выраженной индивидуальностью, чем покорил менясовершенно! Он узнавал людей в лицо! Он знал хозяйку и меня хорошо знал – этоточно. Ему нравилось, наверное, что я с ним подолгу общаюсь: я рассказывалаему, какая он красивая и умная рыбка, а он в это время возбужденно плавал вдольстекла, хотя был сыт (так что на выпрашивание пищи это не спишешь) и обычно,когда никого не было, спокойно занимался своими рыбьими делами. Кроме того, онотличался дизайнерскими наклонностями. Обычно крупные цихлиды неравнодушны крастениям в аквариуме, и если последние их чем-либо не устраивают, то бываютбезжалостно выдернуты, а то и разорваны в клочья. У хромиса был болеетворческий склад ума: он выдергивал кусты валлиснерии в одном углу, нес их ворту через весь аквариум и пытался воткнуть в песок в другом углу, где емубольше нравилось. Еще у него были очень милые взаимоотношения с парой сомиков-торакатумов,с которыми он с самого детства делил жилплощадь. Любую другую рыбу (пытались кнему подсадить несколько раз) он безжалостно бил, а сомам позволял практическиу себя изо рта выхватывать лучшие куски.
Потом я самапыталась держать различных цихлид, но, к сожалению, по неопытности у меня этоплохо получалось. Наконец, пару лет назад, мне удалось нормально запуститьаквариум, в котором поселились несколько видов сомов и мои любимые цихлиды –бриллиантовые цихлазомы и бирюзовые акары. Бриллиантовые цихлазомы (бриллианты,как звала их моя мама) – великолепные рыбки. Мальки довольно тусклые,голубовато-серые с невнятными пятнышками, зато взрослые сверкают-переливаютсякрупными блестящими бирюзовыми пятнами на более темном фоне! Ирис глаза красно-бурый,концы плавников у самцов вытянуты в длинные косицы, в длину эти рыбы достигают 20 см. Они подросли быстрее, чем акары, пришло время выбирать спутника жизни. Первым внерестовую окраску оделся самец: передняя половина тела светлая, почти белая,задняя – темно-синяя, и такого же цвета, почти черное, горло. Пятна практическипропали. Как он ухаживал за понравившейся ему самкой! Распушал плавнички,кружился вокруг нее, мелко дрожал из стороны в сторону, демонстрировал, как онзамечательно умеет рыть ямку под гнездо и чистить камень… Самка ответилавзаимностью, тоже оделась в брачный наряд, и они принялись готовиться кнересту. Это было сложное время для остальных рыб в аквариуме! Нерестующая параопределила себе территорию примерно в пол-аквариума, и вдвоем они яростнобросались на любого, кто посмел приблизиться к границам. Через несколько днейсостоялся нерест. Сам процесс я не наблюдала, но еще пару дней родителиохраняли икру, отложенную внутри половинки кокосовой скорлупы. К сожалению,первый нерест у цихлид, да еще в общем аквариуме, редко бывает удачным. Икраисчезла. То ли неопытные родители недоследили, то ли не проявился еще в полноймере нужный инстинкт, и они съели ее сами. Ничего, бывает…
В дальнейшемэта пара нерестилась вполне удачно. Один раз даже вывели мальков – штук 500 или600 малюсеньких рыбок, которые вились стайкой, похожей на клуб дыма; родители(особенно самка) бдили неподалеку, возвращая в общую кучу отбившихся рыбешек иотгоняя охотников полакомиться на дармовщинку. Конечно, не все мальки дорослидо более-менее приличных размеров, но и тех, что остались, было более чемдостаточно! Пристроить такую толпу – дело нешуточное, мне просто повезло, чтоне пришлось никого топить в унитазе, как это часто делают, чтобы избавиться отненужной мелочи. Одного раза мне хватило, следующие кладки я отнимала убриллиантов сразу же. Это их, впрочем, нисколько не огорчало, немногопередохнув, они снова начинали готовиться к нересту. Как ни грустно, но моихбриллиантов скосило типичное для этого вида вирусное заболевание, практическине поддающееся лечению. А если б не оно – прожили бы они еще много лет, ведьжизнь у цихлид, как правило, долгая.
Остались уменя одни бирюзовые акары, три рыбки. Внешность у них не такая впечатляющая,как у бриллиантовых цихлазом, но тоже очень и очень ничего себе: общий тон теларозовато-коричневый, каждая чешуйка окаймлена ярко-голубой блестящейокантовочкой, на морде такого же цвета извилистые узоры (индивидуальные длякаждой рыбки), а спинной и хвостовой плавники практически сплошь голубые сшироким ярко-желтым или оранжевым кантом. У самца, опять же, концы плавников(кроме хвостового) вытянуты в косицы, на лбу – большая жировая подушка («семьпядей», так сказать).
Все три моиакары оказались девицами. Редкий случай: обычно у крупных цихлид самки вдефиците, а тут я, как ни билась, не могла найти хоть одного кавалера. Вдетстве и подростковом возрасте они плавали все вместе, этакая рыбья мафия.Чуть что где случилось – вся троица туда, разбираться. Сообща давали отпор бриллиантам,все вместе гоняли сомов, втроем интересовались, что это там происходит застеклом аквариума. Но со временем отношения разладились – пора семью заводить,территориальность проявляется, короче, дружный женский коллектив распался.Стали друг друга гонять, а когда исчезли цихлазомы, то одну акарку вообщезабили, загнали под куст, она оттуда носа высунуть не смела.
И вот,буквально пару месяцев назад мне повезло: нашелся человек, согласный поменятьдвух моих девок на одного шикарного взрослого самца. Акар – мужчина хоть куда:высокий интеллектуальный лоб, пышные плавники – все при нем, красота! Пустила яего к самкам, через несколько дней образовалась пара, благо было из коговыбрать. Оставшихся двух девчонок отнесла на обмен, теперь они тоже, наверное,уже «парные»…
Парочка, недолго думая, вскореотнерестилась. Поскольку это был первый нерест и у того и у другого, то онзакономерно закончился неудачей. Но три дня рыбки честно охраняли икру, так чтоможно надеяться, что в следующий раз у них все получится. Сейчас у них перерыв:я провела генеральную уборку в аквариуме, все переставила, полностью сменилаводу, так что некоторое время им было не до нереста (надо же все зановообживать). Тем не менее, мне кажется, что через пару недель они снова соберутсячистить камень под гнездо. А пока заняты тем, что интересуются происходящим вкомнате: с любопытством следят за передвижением человека, переплывая то в одинконец аквариума, то в другой, чтоб было лучше видно. Самец любит, когда я с нимразговариваю, начинает плавать туда-сюда, совсем как тот, самый первый в моейжизни хромис. Следует за пальцем, когда я вожу им по стеклу, и иногда(наверное, под хорошее настроение) позволяет дотронуться до спинки. Самка болеезастенчива, следит издалека, как мы общаемся, погладить себя не разрешает.
Жду мальков. Вэтот раз пара в аквариуме одна (кроме сомов, но они не считаются), позволю имвыращивать мальков самостоятельно. Наблюдать за этим процессом безумноинтересно, так что ждите отчета.
И. Ищенко.
Комментарии