Ребенок и деньги
Ребенок и деньги
Как воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам? О чем и как надо разговаривать и когда следует начинать? С какого возраста дети могут иметь карманные деньги?
Отношение к деньгам, которое формируется у детей, всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Причем это не означает, что дети будут относиться к деньгам так же, как родители – возможно, совсем наоборот. Просто для того, чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, надо прежде всего взрослым разобраться со своим умением ими распоряжаться, своим отношением к ним.
И детей мы можем научить только тому, что умеем сами. Учеными было проведено исследование, которое подтвердило: дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка незрелое отношение к деньгам. Для него деньги – это вообще что-то непонятное. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров, услуг и так далее. Он пока не знает их стоимости. И уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева. Надо объяснять ребенку свои действия, например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.
На вопрос о том, когда у ребенка впервые могут появиться собственные карманные деньги, я отвечу немного неопределенно: с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить. Звучит немного пугающе, поэтому я сразу сделаю несколько оговорок.
Во-первых, лучше не в дошкольном, а в младшем школьном возрасте, когда ребенок уже вышел в более широкий социум.
Во-вторых, если ребенок более или менее понимает проблемы родителей – в курсе, что деньги надо зарабатывать, и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
В-третьих, если ребенок знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит.
В-четвертых, если он умеет ходить в магазин: рассчитывать небольшую сумму, не забывать сдачу.
Хорошо, когда вместе с переходом на денежные отношения увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению, значит, дорос и до некоторых домашних дел.
И конечно, сумма, которую мы даем ребенку, зависит от достатка нашей семьи. И все же это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.
В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег?
Если ребенок слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не заметил.
Если он не умеет отказываться от мелких желаний.
Если ребенок неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать. Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните, почему вы пока против карманных денег и при каких условиях возможно их получение.
Еще раз повторюсь, хорошо, когда детей обучают обращаться с деньгами.
Можно вместе с детьми заняться изучением семейного бюджета. Подробно рассмотреть, откуда деньги поступают и куда они каждый месяц уходят. На основе этого можно принимать решение, на что нужно тратить деньги, а без чего можно пока обойтись.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки, полученные в школе, или за выполнение некоторых домашних дел. Как сказывается на детях подобная практика?
Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Но если это уже сделано, помните о «подводных камнях». Возможно, очень скоро ребенок за просто так не захочет ни учить историю, ни мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных действий может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. В этом случае лучше эмоциональное поощрение. Похвалить, например. Да и подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.
Многие родители пытаются скрыть денежные проблемы от своих детей, защищая и оберегая их таким образом. Возможно ли обсуждение с ребенком финансовых трудностей семьи?
При решении этого вопроса также возможны две крайности. В одном случае родители (а чаще всего мать, особенно, если она одна воспитывает ребенка) берут на себя все трудности, связанные с малой обеспеченностью семьи, стараются, чтобы у ребенка было все необходимое и даже сверх того. С одной стороны, хорошо, когда ребенок не чувствует себя ущемленным, особенно по сравнению со сверстниками. Но, с другой стороны, такой ребенок может проявлять эгоизм и не учитывать потребности других членов семьи, считать, что в первую очередь должны удовлетворяться его желания. Другая крайность заключается в таком поведении родителей, когда они чрезмерно эмоционально демонстрируют свою озабоченность финансовым состоянием семьи. Тогда ребенок очень часто слышит: «Это нам нельзя покупать, денег нет», «Не знаю, на что мы будем жить», «Если мы это купим, нам нечего будет кушать». Дети, особенно маленькие, могут слишком буквально воспринимать такие высказывания, у них могут появляться страхи. Дети постарше, особенно подростки, могут начать негативно относиться к образу жизни родителей, получению образования, фиксироваться на теме денег.
Как всегда, правильный подход находится посередине: хорошо, если родители спокойно и доходчиво объяснят ребенку, в чем заключаются финансовые трудности, и как семья собирается с этим справляться.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии
ЭТО ХОРОШО А ТО Я НЕ МОГ НАЙТИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ ПОДХОД!