Раз овечка, два овечка…
Раз овечка, два овечка…
Раз овечка, два овечка…
У меня замечательноспокойный ребенок, капризничать обычно начинает только в одном случае – когдахочет спать. Вот она хочет спать и начинает ныть, вертеться, трет глазки,говорит: «Спать, нет!», опять ноет, вертится, прячется за подушки. Речь идет ио дневном сне, и о сне на ночь (ночью нормально спим). Дочка не может заснуть,когда она этого хочет. То есть дети, когда хотят спать, их сон морит. А моядочь возбуждается и как бы начинает сопротивляться приходу сна. Что мне делать?Как научить ее засыпать?
Помочь справиться с этойситуацией может сказка, сонная, специально для вашей малышки. Конечно, далеко не всегда у уставшей мамынайдутся силы, время, желание и фантазия, для того чтобы не просто почитатьдетскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку, а такуюисторию, которая бы производила желательный терапевтический эффект. Однакосложно сделать только первый шаг. В данном случае – принять решение: я будусочинять сказку для ребенка! Тем более что самостоятельно сочинять сказкупридется очень недолго – дети быстро, активно, с большим желанием включаются вэтот процесс.
Выбор героев сказки – очень ответственный этап. Выобращали внимание, как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят»в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость,горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, передих глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линиирассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии.Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главнымгероем и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «Этоведь не со мной происходит, а с ним…» Желательно, чтобы для вас и другихзначимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в вашей сказке. Это важнов том случае, если вы хотите регулярно использовать сказку в качестветерапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либосуществ: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно отпристрастий ребенка. Завязка сказки может быть любой, уже в зависимости отпристрастий самой мамы. Хорошо, если сказку удается украсить какими-нибудьузнаваемыми для ребенка деталями, слушаться она будет с большим энтузиазмом.Например, если у ребенка есть любимая игрушка или рюкзачок, можно ввести всказку эти предметы. Если ребенок недавно научился что-то делать, например мытьфрукты, можно и это действие ввести в сказочную канву. Тогда сказка станетближе ребенку.
СОННАЯ СКАЗКА
Однажды Зайка с мамой отправились напикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл дваяблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взялсвой рюкзачок и надел кепку, и спросила:
– Зайка, ты готов? Выходим?
Зайка сосредоточенно кивнул.
Путь предстоял неблизкий: Зайка с мамойсобирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками.Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились квеселому лесному ручейку, перешли его по тонкому бревнышку. Наконец, вдалекепоказался забор овечьего загончика.
Зайка чувствовал себя немного уставшим ипроголодавшимся. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройнойберезкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на покрывало:
– Ух, как устали мои лапки! Садись, мама,овечки уже прыгать начинают!
Мама ласково улыбнулась своему мальчишке,распаковала свой рюкзачок и села рядом. Овечки и в самом деле уже собиралисьпрыгать, первая овечка уже разбегалась, готовясь к прыжку.
– Мама, первая овечка сейчас прыгнет! –обрадовано закричал Зайка. – Я сам их буду считать!
Мама нежно погладила Зайчишку по голове икивнула:
– Хорошо, считай ты.
– Одна овечка прыгнула через заборчик,вторая овечка прыгнула через заборчик, третья овечка прыгнула через заборчик… пятьдесятвосьмая овечка прыгнула через заборчик…
Зайка незаметно для себя задремал. Мамаукрыла мальчишку покрывалом:
– Отдыхай, мой малыш…
Приведенная выше сказка – модификациядавным-давно известного средства борьбы с бессонницей: считать проходящихслонов или прыгающих через забор баранов. Таким образом, рассказывая подобнуюсказку, мама не только сиюминутно укладывает спать малыша, но и дает емуинструмент для укладывания себя спать самостоятельно в будущем.
Анна БЕРДНИКОВА,
психолог
Комментарии