• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 15:52 понедельник, 25 мая
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    25.05.2020
    USD: 71.88
    EUR: 78.44
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Психический фитнес-зал

    Психический фитнес-зал

    Психический фитнес-зал

    В Академгородок недавно приезжал профессор Университета имени Дж. Мурса (Ливерпуль), нейробиолог Петер Малиновский. В ДМ «Юность» он провёл встречу по теме «Медитация: буддийский и научный взгляд». Лекцию слушала ведущая постоянной рубрики «Школа для родителей» педагог-психолог высшей квалификационной категории Анна БЕРДНИКОВА.

    Прикосновение к теме религиозного мировоззрения часто вызывает настороженность, ведь мало кому в таких случаях удаётся оставаться в пространстве научных смыслов. Петер Малиновский объявил, что его лекция не миссионерская, она не преследует цели вовлечения в буддизм. Слово своё сдержал.

    Петер Малиновский преподаёт в ряде университетов Германии и Великобритании. В круг его научных интересов входит изучение влияния медитации на организм человека. Будучи учеником мастера Ламы Оле Нидала, он уже 28 лет сам практикует методы тибетского буддизма.

    На встрече в Академгородке особое внимание было уделено понятию медитации. Петер представил его в мировоззренческой, психологической и даже лингвистической вариативности. Интересным показалось метафорическое определение: медитация – это психический фитнес-зал. Мозг меняется в зависимости от того, как мы его используем. Корректор развивает один вид внимания, капитан дальнего плавания – совсем другой.

    Лектор отметил, что научное познание этого процесса находится пока в зачаточном состоянии. Однако есть некоторые данные об эффектах, которые он производит. Так, например, экспериментальная группа, занимающаяся медитацией пять раз в неделю по десять минут в течение 21 дня начала лучше контролировать импульсы своего поведения, у них повысилась осознанность собственных действий и их мотиваций.

    Человек, обладающий навыком концентрации, развитым медитацией, лучше замечает свои состояния и принимает их как есть, безоценочно. Когда происходит эмоционально затрагивающая ситуация, он получает «паузу свободы», возможность сделать выбор: вовлекаться или не вовлекаться в тревожные или любые другие переживания. Это способствует формированию эмоциональной гибкости, на которой и основан терапевтический эффект медитации. По сути – профилактика стресса, тревожности, повторяющихся депрессивных состояний.

    Например, если ребёнок капризничает, потому что голоден, можно потратить силы и время на раздражение и отчитывание  малыша, или, осознав взаимосвязь причины и следствия, сосредоточиться на том, чтобы быстрее приготовить пищу и накормить чадо. Конечно, понимание таких вещей возможно достичь и без медитации, но она хороший инструмент развития осознанности.

    Сложнее с выявлением эффектов, которые производит медитация на уже давно практикующих. Сравнение таких людей и начинающих – некорректно. Слишком много факторов влияет на состояние человека, какие из них определяющие тоже непонятно: изначальная склонность к такого рода деятельности, образ жизни, диета или что-то ещё. Ведь всё это наравне с медитацией может изменять уровень и качество работы мозга.

    Сегодня активно изучается влияние медитации на функционирование иммунной системы и процессы возрастной нейродегенерации. Доказательная база по этим направлениям растёт, но пока рано говорить об окончательных выводах, требуется больше масштабных и длительных исследований.

    Подобные ведутся в России и даже в нашем городе. Профессор НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАН академик Любомир Афтанас занимается разработкой нейротехнологий расширения индивидуальных мозговых ресурсов и достижения пика формы («фитнес мозга»), изучением «осознанности» – анализом нейробиологических эндофенотипов, ассоциированных с медитативными состояниями сознания и длительной медитативной практики, доказательной психотерапией.

    На встрече Петер Малиновский с большим энтузиазмом говорил о перспективах научного сотрудничества с коллегами из Новосибирска.

    Другие статьи на тему

    Наука и образование / Горизонты науки
    Лечить осложнения
    Пока весь мир ищет лекарства или вакцину против коронавируса, учёные из России и Евросоюза во главе со швейцарской ассоциацией Gene Learning решили сосредоточиться на методах лечения, которые уменьшат тяжесть заболевания и повысят выживаемость...
    229 0
    Наука и образование / Горизонты науки
    Повышают КПД угля
    69 0
    "Навигатор" № 17 (1239) от 08.05.20
    Наука и образование / Горизонты науки
    Сердце болит от стресса
    335 0
    "Навигатор" № 10 (1232) от 20.03.20
    Наука и образование / Горизонты науки
    Тайна Тунгусского метеорита
    182 0
    "Навигатор" № 9 (1231) от 13.03.20
    Наука и образование / Горизонты науки
    Прорывные технологии
    142 0
    "Навигатор" № 7 (1229) от 28.02.20
    Наука и образование / Горизонты науки
    Разбираются с паразитами
    132 0
    "Навигатор" № 6 (1228) от 21.02.20

    Популярное