Психический фитнес-зал
Психический фитнес-зал
В Академгородок недавно приезжал профессор Университета имени Дж. Мурса (Ливерпуль), нейробиолог Петер Малиновский. В ДМ «Юность» он провёл встречу по теме «Медитация: буддийский и научный взгляд». Лекцию слушала ведущая постоянной рубрики «Школа для родителей» педагог-психолог высшей квалификационной категории Анна БЕРДНИКОВА.
Прикосновение к теме религиозного мировоззрения часто вызывает настороженность, ведь мало кому в таких случаях удаётся оставаться в пространстве научных смыслов. Петер Малиновский объявил, что его лекция не миссионерская, она не преследует цели вовлечения в буддизм. Слово своё сдержал.
Петер Малиновский преподаёт в ряде университетов Германии и Великобритании. В круг его научных интересов входит изучение влияния медитации на организм человека. Будучи учеником мастера Ламы Оле Нидала, он уже 28 лет сам практикует методы тибетского буддизма.
На встрече в Академгородке особое внимание было уделено понятию медитации. Петер представил его в мировоззренческой, психологической и даже лингвистической вариативности. Интересным показалось метафорическое определение: медитация – это психический фитнес-зал. Мозг меняется в зависимости от того, как мы его используем. Корректор развивает один вид внимания, капитан дальнего плавания – совсем другой.
Лектор отметил, что научное познание этого процесса находится пока в зачаточном состоянии. Однако есть некоторые данные об эффектах, которые он производит. Так, например, экспериментальная группа, занимающаяся медитацией пять раз в неделю по десять минут в течение 21 дня начала лучше контролировать импульсы своего поведения, у них повысилась осознанность собственных действий и их мотиваций.
Человек, обладающий навыком концентрации, развитым медитацией, лучше замечает свои состояния и принимает их как есть, безоценочно. Когда происходит эмоционально затрагивающая ситуация, он получает «паузу свободы», возможность сделать выбор: вовлекаться или не вовлекаться в тревожные или любые другие переживания. Это способствует формированию эмоциональной гибкости, на которой и основан терапевтический эффект медитации. По сути – профилактика стресса, тревожности, повторяющихся депрессивных состояний.
Например, если ребёнок капризничает, потому что голоден, можно потратить силы и время на раздражение и отчитывание малыша, или, осознав взаимосвязь причины и следствия, сосредоточиться на том, чтобы быстрее приготовить пищу и накормить чадо. Конечно, понимание таких вещей возможно достичь и без медитации, но она хороший инструмент развития осознанности.
Сложнее с выявлением эффектов, которые производит медитация на уже давно практикующих. Сравнение таких людей и начинающих – некорректно. Слишком много факторов влияет на состояние человека, какие из них определяющие тоже непонятно: изначальная склонность к такого рода деятельности, образ жизни, диета или что-то ещё. Ведь всё это наравне с медитацией может изменять уровень и качество работы мозга.
Сегодня активно изучается влияние медитации на функционирование иммунной системы и процессы возрастной нейродегенерации. Доказательная база по этим направлениям растёт, но пока рано говорить об окончательных выводах, требуется больше масштабных и длительных исследований.
Подобные ведутся в России и даже в нашем городе. Профессор НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАН академик Любомир Афтанас занимается разработкой нейротехнологий расширения индивидуальных мозговых ресурсов и достижения пика формы («фитнес мозга»), изучением «осознанности» – анализом нейробиологических эндофенотипов, ассоциированных с медитативными состояниями сознания и длительной медитативной практики, доказательной психотерапией.
На встрече Петер Малиновский с большим энтузиазмом говорил о перспективах научного сотрудничества с коллегами из Новосибирска.
Комментарии