Пронзительность старины
Пронзительность старины
Пронзительность старины В мире искусства - >>>
Пронзительность старины
С 1 по 18 сентября в Выставочном зале Дома ученых пройдет выставка работ Юлии Бернуховой – фотопроект «Сибирь уходящая». Предыдущая выставка, которая состоялась в октябре прошлого года в Зимнем саду ДУ, познакомила нас только с небольшой частью фотографий автора. Нынешняя экспозиция представлена 85 работами фотохудожницы.
Вот что рассказывает о себе сама Юлия Бернухова:
– Моя первая фотовыставка открывалась словами: «Все начиналось с Томска...» Тогда я писала: «Вдруг что-то «щелкнуло» – и я пронзительно почувствовала этот русский город, себя – частью русской культуры...» Спустя несколько лет, вновь оказавшись в Томске, что-то опять всколыхнулось во мне... Это, кажется, называют генетической памятью поколений: резное сибирское кружево, словно морозный узор на стекле; окошки, в которых зажигается свет; почтовые ящики, у которых есть имя; старая ручка двери как будто в прошлое...
В Рождество я словно парила над городом, стоя среди мусора на краю ледяного обрыва. Томск был как на ладони... звонкий, как хрусталь...
Именно тогда возник вопрос самой себе: УБОГОСТЬ, НИЩЕТА или КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ? Как две чаши весов.
Признаюсь, я начинала снимать эту тему как эпатаж, стараясь шокировать увиденным. Изучая такую сложную тему исторических центров Сибири, мне стало больно... Так родилась «Сибирь уходящая».
А родилась я в Новосибирске. Закончила архитектурную академию, которая поменяла мое отношение к Новосибирску, к его истории. Помню, как на первом курсе академии чертили Кижи. Тогда можно было начать ненавидеть деревянную архитектуру, но получилось все иначе...
Представляю вам свою третью персональную выставку «Сибирь уходящая», которая собиралась по всей Сибири. В нее входят работы, привезенные из старого Томска, трехсотлетней Колывани, из древней Тары, что под Омском, из забытого села Турнаево. Новосибирских работ меньше – старые дома чувствуют себя неуютно на фоне растущего мегаполиса. Состоялась долгожданная поездка в Тобольск, где находится единственный в Сибири каменный Кремль. Разрушенные храмы Нижнего Города потрясли меня. Там родилась тема «Раненые птицы». Эта выставка прошла на разных площадках города, а начиналась она в Зимнем саду Дома ученых в октябре прошлого года. В тетради отзывов разыгрался бурный «Интернет». Я тогда не думала, что это так важно зрителю – ведь у каждого есть своя бабушка, своя боль, свои сибирские корни.
В рамках фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель» (декабрь 2005 г.) в зале Союза художников был первый показ работ в Новосибирске. Я нервничала, потому что все было впервые.
К выставке в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь» (28.12.2005-28.01.2006), к Рождеству, была напечатана новая работа, самая простая в композиции и технике съемки, но самая уникальная – икона со свечой. Теперь мне кажется, что она ангел-хранитель выставки.
В это же время Союз художников пригласил принять участие в ежегодном фестивале художественных работ «Золотая палитра». Для художников это был первый прецедент – фотография висела рядом с живописью...
К открытию выставки в историко-художественном музее Бердска (1.02.2006-1.03.2006) были написаны тексты, появились названия. Все это подтолкнуло сделать видеосюжет о выставке. Захотелось, чтобы эту выставку увидели в Томске, Тобольске, Тюмени, Барнауле...
За серию работ «Улочки старого Томска» в мае 2006 г. на международном фотосалоне «Сибирь-2006» получила диплом.
Также были опубликованы работы из этой темы в фотожурнале «Сибирский успех» (2006, №1). Проект «История одного дома» готовится к печати в архитектурном журнале «Проект Сибирь».
Комментарии