Приобщение к науке
Приобщение к науке
Куклы, конфеты, название улиц, фонари – в их докладах то, что окружает. Это смешные детские вопросы, на которые они пытаются найти серьезные ответы. 30 января в гимназии №3 прошла научно-практическая конференция для младших школьников.
Докладчикам – по 9-10 лет. Казалось бы, ну какую практическую научную работу можно вести в этом возрасте? У них и физики с химией еще нет, и история в их учебной программе не значится. Но докладчики, хоть и заметно волнуясь, берут в руки указки, вставляют флэшки и...
Мама 9-летней Яны Круглик решила, что дочь уже достаточно взрослая и кашу себе с утра может приготовить сама. Но в детстве интересных дел ничуть не меньше, чем у взрослых, и тратить много времени на это не хотелось. Вот Яна и исследовала вопрос – какая каша готовится быстрее и почему.
Третьекласснику Жене Щукину электронный конструктор подарили в прошлом году – за 2009-й было собрано немало схем. Предметом же доклада стала автоматическая работа систем освещения – с помощью папы и конструктора мальчик разобрался, почему фонари отключаются утром и сами включаются вечером.
Никитка Черный с дешифровкой шифров сталкивается с трех лет: именно в этом возрасте родители перестали складывать подарки у кровати, а начали их прятать и путь к ним шифровать загадками. В этом году Никита открыл для себя новый метод дешифровки – частотный анализ. О том, как он работает, о его плюсах и минусах и о собственном опыте его использования школьник и поведал окружающим. Когда-то этот шифр считался непобедимым, а теперь 10-летний мальчик взломал его за три часа.
Маша Маслова обожает книги про медвежонка Паддингтона: воспоминания о его смешных приключениях вызывают у нее смех даже перед докладом. Но оказалось, что книги Майкла Бонда не просто удовольствие. В конце почти каждой страницы есть небольшая пояснительная ссылка, объясняющая особенности жизни в Англии: «Оказалось, там мармелад ложками едят. А еще у них не один кран, в котором смешивается горячая и холодная вода, а два». О бытовых традициях современной Англии, которые упоминаются в книгах Бонда, Маша и рассказывала на конференции. Причем на английском! Примечательно, что девочка оказалась не единственной в своей любви к иностранным языкам – в общей сложности в этой секции прозвучало два доклада на французском и два на английском.
Доклад третьеклассницы Ксении Рягузовой произвел огромное впечатление на взрослых слушателей. Школьница провела опрос: что знают ее ровесники о Великой Отечественной войне? Оказалось, что только 56% знают о блокаде Ленинграда, 72% уверены, что военные действия велись на территории Новосибирской области и почти пятая часть опрошенных думает, что воевали мы с Англией...
В докладах младших школьников их жизнь, увлечения – то, что окружает в повседневной жизни каждый день и то, о чем они мечтают. Как жили средневековые рыцари и где на планете Земля можно найти следы Марса, электричество, вырабатываемое фруктами и летучие мыши, обрядовые куклы и то, как работают рецепторы.
Но не рано ли? Родители юных исследователей в большинстве своем уверены – в самый раз!
– В старших классах оформлять научные работы и учиться искусству публичного выступления поздно, – говорит одна из мам. – Наши дети уже сейчас способны заниматься самостоятельными исследованиями, делать выводы. И им важно, что все это востребовано. Конечно, само исследование – даже не половина дела. Структурировать полученную информацию, сделать выводы и грамотно оформить свои мысли для них пока очень сложная часть доклада. Вместе придумывали тему исследования, мы с папой помогали оформлять. И сегодня у нас маленький семейный праздник – первое в жизни публичное выступление.
Некоторые родители признались, что сами писали доклад для ребенка.
– Знаем, что такие есть, – заверили члены жюри. – Здесь нет ничего страшного. Главное, чтобы тема была интересна ребенку, чтобы он понимал, о чем рассказывает. Нам хорошо видно, школьник сам выполнял работу или это проделали за него. В любом случае роль родителей огромна – подтолкнуть ребенка в таком возрасте к интересному исследованию, помочь ему грамотно сформулировать гипотезу, правильно организовать исследование. Участие в конференции – дело добровольное. Нам важно не количество докладов (в этом году 38), а их качество и интерес, который во время подготовки появляется у ребенка. Дети учатся оформлять свои мысли, уметь задавать вопросы, постигают искусство публичных выступлений. Добавьте сюда психологическую составляющую: растет собственная самооценка, усиливается связь с родителями при совместной подготовке доклада (очень приятно смотреть на семьи, когда и мама, и папа приходят поддержать ребенка). В нашей школе научно-практические конференции для младших школьников проводятся уже четвертый год. Доклады становятся все интереснее. Зачастую дети сначала берут на себя роль зрителей, а на следующий год уже решаются на выступление.
Гимназия №3 благодарит своего шефа – Институт теплофизики, оказавшего спонсорскую поддержку в подготовке призов и грамот для гимназистов.
Научно-практические конференции младших школьников прошли почти во всех школах Академгородка, и победителей впереди ждет районная. Но родители и учителя уверены, что победа, как таковая, большого значения не имеет. Главное – полученный опыт. Правда, сами исследователи так не считают...
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии