Принесенные ветром
Принесенные ветром
Принесенные ветром
Эти заметки о быстрых, как молнии, птицах я хотелозаглавить по-другому: «Стрижи прилетели!» – по аналогии крылатых фраз,которыми мы встречаем долгожданный прилет гонцов весны – грачей и скворцов.Потом засомневался: а во все ли города и веси они прилетают? У всех ли этафраза найдет радостный отклик, тем паче что под словом «стрижи» очень многиеразумеют норных жителей речных обрывов – ласточек-береговушек?
Как бы там ни было, а у меня, жителя ВАСХНИЛ-городка,то бишь Краснообска, эта фраза мысленно и живо прозвучала, когда 10 мая явнезапно услышал знакомое радостное повизгивание и надо мной стремительнопронеслись черные стрелы птиц, давших название самому элитному звену нашихлетчиков-истребителей.
Да, наш городок, как и Академгородок, черные стрижиосчастливливают своим появлением в десятых-двадцатых числах мая. Впервые онипоявились у нас лет десять назад, и помню, как с Виктором СтепановичемГребенниковым, известным энтомологом, мы оживленно обсуждали это приятноептичье новоселье в нашем молодом городке. Вероятнее всего, стрижей, решили мы,привлекли дефицитные для них места высотного гнездования – верхние поясадевятиэтажек, а особенно двенадцатиэтажный «перст» Института экономики, вокругкоторого они вились наиболее густо.
Стрижи строят гнезда в щелях и пустотах зданий, чащевсего у карнизов и подоконников. Лишь однажды мне довелось увидеть, как стрижсходу залетел в скворечник, укрепленный на стене пятого этажа. Посколькугнездовые ниши к прилету стрижей обычно занимаются воробьями и скворцами, ихбесцеремонно оттуда изгоняют, а новые гнезда зачастую устраиваются поверхкладок неудачливых хозяев.
Хотя серпокрылые летуны стали в наших академическихгородках и самом Новосибирске привычными, тем не менее многое из их «жития»остается недоступным для любительского наблюдения. Эти пробелы наших знанийкасаются многих птиц, но в отношении стрижей они по ряду причин простоудручающи. Черные стрижи, несмотря на то, что являются преимущественногородскими жителями, очень долго хранили (и хранят!) в тайне многие из своих удивительныхкачеств.
Объясняется это тем, что большую часть активной жизни(и не только) они проводят в воздухе и практически не садятся на землю, так каких ножки-коротышки с четырьмя направленными вперед пальцами абсолютно неприспособлены для хождения по земле. С нее стриж если и взлетает, то с большимтрудом. Впрочем, посадка на землю ему и не требуется. Все, что нужно для жизни,стриж находит в воздухе – будь то летающие насекомые, идущие в пищу, илиподнимаемые ветром перья, мелкие бумажки, травинки, волосы – на строительствогнезда.
О его создании стоит сказать особо. Весь перечисленный«хлам», подхваченный стрижами в воздухе и сложенный в лоток гнезда, они обильнополивают слюной. Быстро твердея на воздухе, она отлично скрепляет плосковатоегнездо. Этой же пищеварительной слюной птицы обволакивают пойманную испрессованную в капсулу летучую живность, прежде чем скормить ее оченьпрожорливым птенцам.
Пищевая зависимость стрижей от летающих насекомыхпомимо преимуществ имеет и неприятные последствия, иногда очень серьезные. Ведьи активность насекомых напрямую зависит от погоды, и если она надолго портится,что бывает нередко в мае, насекомые не летают, оставляя стрижей без пищи. Итогда эти птицы оставляют насиживаемые кладки, а то и птенцов и на своихбыстрых крыльях устремляются (иногда за сотни верст) на окраины циклонов, где естьтепло, солнце, еда, а затем, с уходом циклона, возвращаются к гнездам. Иостывшие яйца, и впадающие в анабиоз птенцы при этом не погибают и вновь «оживают»,согретые родителями! Редкое свойство в борьбе за жизнь, выработанное эволюциейэтих длиннокрылых.
Бесконечное барражирование в воздушных потоках, иногдаи по ночам, выработало у стрижей и другое уникальное свойство – спать на лету!Это открытие случайно сделал французский летчик во время второй мировой войны,когда ночью перелетал немецкие позиции с выключенным мотором. Внизу белело мореоблаков, вверху сияла полная луна. И вдруг, когда планирующий самолет снизилсядо трех тысяч метров, летчик обнаружил множество летящих по курсу с ним черныхточек. Это были птицы, парящие на раскинутых или изредка взмахивающих крыльях.Они летели молча, как призраки, отдавшись воле восходящих воздушных потоков ислабого ветерка. Они спали. Когда самолет приближался к птицам, они, каксомнамбулы, плавно уходили под него. И все же две птицы были сбиты, а одна изних застряла в подкрылке самолета. Ею оказался стриж.
Об этом происшествии узнал натуралист Е. Вейтнауэр.Он организовал новые подобные полеты в «спальни» стрижей и подтвердил увиденноелетчиком.
«Спальни» под и над облаками устраивают холостые имолодые стрижи, не имеющие гнезд. Таким же образом, очевидно, отдыхают исемейные пары на зимовках. А зимуют наши черные стрижи аж на самом юге Африки –за многие тысячи километров от родины. Но для быстрокрылых птиц, запростоседлающих циклоны, это, похоже, совсем недалеко.
Юрий ЧЕРНОВ
Комментарии