Прикоснуться к истории
Прикоснуться к истории
Подлинный патриотизм всегда основан на глубоком знании жизни родной страны, любви к ее истории и культуре. На понимании этого строят свою работу и руководители музея боевой славы воинов-сибиряков «Землянка» школы №121 Виталий Перков и Павел Шавенков. Их совместный проект по проведению музейных уроков стал победителем на региональном этапе XII международной ярмарки социально-педагогических инноваций.
Воспитывая личность
«Скинхедов в этой школе точно не встретишь», – подумала я, просматривая фотографии с мероприятий, проходящих в музее. И точно в подтверждение этого на глаза попалось сочинение девятиклассницы Насти Спичак «Обыкновенный фашизм», где девушка подняла такую важную тему, как националистические настроения среди молодежи. Как считает Настя, в основе этого явления лежит незнание истории и фальсификация исторических фактов, а настоящий патриотизм – всегда образованный, когда человек знает о великих подвигах своих предков, хочет быть достойным их.
– Музейные уроки проводятся либо в музее, либо в классе, но с использованием экспонатов, – рассказывает один из авторов проекта Виталий Перков, – Ребята могут прикоснуться к плащ-палатке, фляжке или военному билету, когда-то принадлежавшим нашим солдатам. Это живая история.
Побывать на уроках в музее могут не только ученики 121-й, но и представители других школ района и детских садов. Популярность у них огромная. Расписание приходится заранее составлять.
– Отмечаем дни боевой славы – юбилейные даты переломных моментов в истории войны. Нередко поводом для новой темы становится исследовательская работа кого-то из учеников. Тогда мы приглашаем родственников героя, передаем им найденные в архивах документы, рассказывающие об отце, деде или прадеде. Так, мать поэта Бориса Ручьева передала в музей целую пачку писем с фронта. В них – его стихи и трогательные слова, адресованные родным и близким, – говорит Виталий Андреевич.
Зато и запоминаются такие уроки надолго, а сделанные на них открытия становятся убеждениями на всю жизнь. Виталий Перков рассказал, как внимательно школьники изучали особенности оружия и обмундирования солдат противоборствующих сторон и увидели явные преимущества вооружения немецкой армии. Но победили в той страшной войне все равно советские солдаты, и дети по-новому взглянули на их победу.
Кто убит подо Ржевом
Под руководством Павла Шавенкова на базе музея работает и отряд юных следопытов. Случается, что к ребятам обращаются пожилые люди с просьбой отыскать отца или деда, без вести пропавших на полях сражений Великой Отечественной. Сегодня на помощь следопытам приходят такие современные ресурсы, как Интернет. Архивные документы, копии наградных листов, списки погибших – ребята знают, где надо начинать поиски и достигают в этом больших успехов.
Недавно к юным следопытам обратился бывший начальник отдела образования Сергей Николаевич Смирнов. Долгие годы он безуспешно пытался отыскать могилу отца, погибшего на Ленинградском фронте. Следопытам удалось отследить боевой путь героя. А участнику войны Михаилу Бабкину ребята помогли найти все его наградные листы. В войну он был телефонистом, участвовал в боевых действиях под Кенигсбергом, за что получил три боевые награды, в том числе и медаль «За отвагу».
Следопыты и педагоги прилагают максимум усилий, чтобы память о подвиге воинов-победителей жила в веках.
– Работаем над такими исследовательскими проектами, как «Солдаты Победы», «Живи и помни», «Памяти предков». Главная задача – вписать в страницы истории имена тех, кто был участником великих событий, рассказать об этих людях. Школьники находят информацию о своих дедах и прадедах, составляют родословные и прикасаются к важнейшим вехам истории через своих предков, восстанавливая тем самым связь поколений, – считает Павел Алексеевич.
Душа музея
«Землянка» была основана еще в 1966 году участником войны Дмитрием Бутаковым. Многие школьные музеи за это время закрылись по разным причинам. А вот «Землянка» держится и развивается, благодаря энтузиастам своего дела – Виталию Перкову и Павлу Шавенкову.
Офицеру Перкову – скоро 70, но энергии Виталию Андреевичу не занимать. Его коллега – выпускник 121-й школы преподаватель истории и руководитель отряда следопытов Павел Шавенков также полон идей и желания работать в этой сфере.
Руководителям приходится непросто. Ведь ни в одном бюджете школы не предусмотрены средства на поддержание музейной деятельности. И только благодаря совместным усилиям вдумчивых и заинтересованных людей, школьные музеи продолжают жить и развиваться.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии