Прикосновение к традиции
Прикосновение к традиции
Музейный центр искусств ДМ «Юность» продолжает экспонирование выставки уникального мастера, новосибирской художницы и скульптора Надежды ТАРАСЕВИЧ.
Это имя хорошо известно всем, кто увлекается народными традициями, фольклором и этнографией. Физиолог по образованию, она много лет тому назад увлеклась изучением художественной культуры разных народов и ее влиянием на психику человека. Во всех традиционных народных культурах из поколения в поколение накапливался опыт художественного (эстетического) постижения мира. Каковы же истоки этого богатейшего наследия наших предков?
Вот что пишет на эту тему сама Надежда Алексеевна в книге «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая»: «Декоративно-прикладное искусство возникло из врожденной потребности человека в творчестве и красоте. Художественное творчество существует столько, сколько существует человечество, а научное обоснование этого феномена берет начало в 10-х годах прошлого века, когда русский физиолог И. Павлов предположил, что нервную энергию коре головного мозга дает подкорка, и дальнейшие исследования показали, что сама подкорка накапливает ее (приходит в тонус) от эстетических переживаний… И хотя отсутствие или недостаточность эстетических переживаний не так очевидно влияет на его физическое состояние, отмечаются явные нарушения тонких психических функций (памяти, восприятия, мышления), происходят сбои в работе внутренних органов и систем, вплоть до снижения иммунитета, понижается эмоциональный фон, мироощущение становится менее оптимистичным, чем нужно для органичного существования, могут возникать необъяснимые депрессивные состояния. Все вышеперечисленные нарушения – это следствие снижения активности коры головного мозга, которая, как было отмечено, в значительной степени зависит от эстетических переживаний, возникающих при восприятии подлинной красоты и гармонии».
Как художник Надежда Алексеевна постигает мир через традиционное декоративно-прикладное искусство, создавая глиняную скульптуру малой формы в традиционной одежде России, Белоруссии, Украины, перенося в современный интерьер фрагменты урало-сибирской домовой росписи, народной росписи Белоруссии, городецкой, полхов-майданской и многоцветной гжельской росписи. На выставке также можно увидеть тряпичные куклы и авторские глиняные игрушки в традиции различных регионов России.
Современный дизайнер, модельер, художник может черпать в этом виде искусства множество интересных и продуктивных идей.
Надежда Тарасевич – автор книг «Золотые ворота» (народные игры), «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая», в Новосибирском областном центре русского фольклора и этнографии готовится к изданию ее книга «Народная педагогика в пословицах».
Член Союза художников России с 1995 г., она ведет активную педагогическую деятельность, проводит семинары по народной игре, этнопедагогике, глиняной народной игрушке, является доцентом кафедры народной художественной культуры в НГПУ, в НГУ ведет спецкурс по применению народной художественной культуры в психологической практике.
Надежда Алексеевна расписывает интерьеры детских садов, детдомов, квартир, учреждений культуры, мебель (фрагменты росписи представлены на выставке). Она постоянный участник художественных выставок Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Новокузнецка, Бийска и, конечно, Новосибирска. Работы художницы хранятся в Новокузнецком художественном музее, в частных коллекциях России, США, Аргентины, Австралии, Германии.
«Творчество Надежды Тарасевич настолько индивидуально и самобытно, что, увидев первый раз ее работы, испытываешь подобие шока от радостного узнавания чего-то родного, близкого, но в суете времен давно уже утерянного и забытого. Мы видим на прилавках художественных салонов дымковскую, каргопольскую, абрамцевскую игрушку, ставшую почти расхожими штампами, сохранившую разве что внешнее подобие тем настоящим образцам, духовная суть и содержание которых, увы, остались вместе с ушедшим временем. Такова цена валютной лихорадки, царящей в наше время в хрупком мире народного творчества и художественных промыслов.
Явление Надежды Тарасевич свидетельствует о том, что, как и все живое таит в себе колоссальные резервы к самосохранению и выживанию, так и в губительной беспорядочной среде всеобщей коммерциализации искусства и потери подлинных критериев и ориентиров в творчестве будут появляться родники народной души в искусстве, за которыми стоят подлинная духовность, гармония и красота». Такую оценку творчеству художницы дал президент Международного фонда славянской письменности и культуры скульптор Вячеслав Клыков.
Татьяна АЩЕУЛОВА
Комментарии