Приблизиться к эре биомедицины
Приблизиться к эре биомедицины
По уровню развития биомедицины и клеточных технологий Россия в лидеры мировой науки не входит. Можно ли нивелировать отставание? И какие разработки сибирских ученых приближают нас к эре биотехнологий? Об этом шла речь на круглом столе, который проходил в рамках II Международного форума технологического развития «Технопром».
В биомедицину нужно вкладывать сегодня
Как известно, расшифровка генома существенно изменила подходы в сфере здравоохранения, в результате чего медицина сдвинулась в сторону персонализированной, предсказательной и превентивной. Принципы «лечить не болезнь, а биологическую основу патологии», «прогнозировать эффективность тех или иных методов лечения на основе данных о геноме» и даже «платить врачу не когда ты болен, а пока здоров» становятся нормой. В биомедицину и клеточные технологии вкладываются колоссальные средства, в мире развитие этих направлений идет семимильными шагами.
– Надеюсь, что разработки сибирских ученых будут интересны зарубежным коллегам, – говорит директор Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Валентин Власов. – На территории Новосибирска существует биомедицинская структура кластерного типа, в которой соединены институты СО РАН, СО РАМН, технопарка, НГУ, НГМУ. Многие компании успешно работают в этом направлении. Другое дело, что необходимо научиться сообща влиять на распределение государственных ресурсов, потому что биомедицина – отрасль, в которую нужно вкладываться сегодня, завтра может быть уже поздно.
На страже здоровья
Какие достижения новосибирского биомедицинского кластера можно отметить уже сейчас? В Академгородке работает единственный за Уралом центр секвенирования, в котором занимаются расшифровкой генома и сравнивают генетические особенности различных народов России. Стоимость расшифровки генома конкретного пациента ученым удалось снизить до тысячи долларов.
В технопарке внедряется технология массового секвенирования генома. Она позволяет выявить «маркеры» отдельных заболеваний, включая патологии на ранней стадии развития эмбриона. По крови беременной женщины можно определить генетические дефекты будущего плода, а при экстракорпоральном оплодотворении – выбрать наиболее здоровых эмбрионов.
Совместно с Научно-исследовательским институтом клинической иммунологии, Новосибирским институтом патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина в институтах Сибирского отделения проводятся работы по выращиванию из клеток других тканей организма – хрящей, сосудов.
С помощью клеточных технологий можно лечить практически любые заболевания: рак, инфаркт миокарда, инсульт, атеросклероз, аллергические патологии, даже бесплодие. О преимуществах этого метода рассказал директор Научно-исследовательского института клинической иммунологии академик РАМН Владимир Козлов. Технология состоит в том, что клетки из больного организма лечатся «в пробирке», а затем возвращаются обратно, где начинают работать как здоровые. Обычные же лекарства действуют на все органы. Кроме того, лечиться клеточной вакциной дешевле, чем лекарственными препаратами. Это актуально даже для таких серьезных заболеваний, как ревматоидный артрит или бронхиальная астма.
Препятствия на пути прогресса
В лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики СО РАН изучают индуцированные стволовые клетки.
– У нас есть коллекция линий от сахарного диабета, болезней Паркинсона или Альцгеймера, – рассказывает завлабораторией ИЦИГ Сурен Закиян. – Но нет таких важных компонентов, как транскрипционные факторы, одноразовая пластиковая посуда, на которую тратятся колоссальные деньги. Половина наших студентов уезжает за границу, потому что они социально не защищены. Стипендия аспиранта в России составляет 1500 рублей, тогда как в Германии – 1500 евро. В таких условиях трудно говорить о научных прорывах. Мы отстаем на 15-20 лет от исследований, которые проводят мировые научные центры.
Также ученый предложил создать центр клеточных технологий с привлечением всех специалистов профильных направлений в институтах.
– На сегодняшний день такие организации создаются по всему миру, – согласен с коллегой директор Новосибирского института патологии кровообращения им. Мешалкина Александр Краськов. – В США их порядка 400, в Германии – больше двухсот, в Японии – около 90. А в России пока нет ни одного лицензированного и сертифицированного центра. Есть только разрозненные группки людей в рамках научно-исследовательских институтов, которые делают уникальные разработки, доводят их до определенной ступени, а потом ищут им применение. Как правило, эти ученые покидают страну, так как у них нет возможности реализоваться здесь.
Проректор НГУ по научной работе член-корреспондент РАН Сергей Нетёсов также считает, что меры государственной поддержки исследований в области биомедицины в России недостаточны. Доля государственного финансирования таких исследований в нашей стране – 20 процентов, тогда как в развитых странах – минимум в два раза больше. России необходимо увеличить число фондов, занимающихся поддержкой этой отрасли.
Ирина ТИМОФЕЕВА
Комментарии