Празднуем и развиваемся
Празднуем и развиваемся
Родители часто задаются вопросами: нужно ли ставить ёлку? Если ставить, то с какого возраста – поймёт ли трёхлетка, что такое Новый год?
Четырёхлетний малыш знает, что это праздник, когда наряжают ёлку, под которой утром находятся подарки. Первоклассник в курсе, что за ним следуют каникулы, и мама с папой тоже будут отдыхать – семью ждёт много интересных и увлекательных совместных дел. Четырнадцатилетний подросток уже может быть знаком с историей праздника. Ведь на Руси Новый год отмечался первого сентября. В 1699-м Пётр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Новый год – это прекрасная возможность побыть вместе с семьёй и понять интересы друг друга. Десятилетний сын, который вместе с отцом ходит по магазинам в поиске подарка маме, знакомится с искусством дарения, больше узнаёт об отношениях родителей и их вкусах, что потом поможет ему самому готовить им сюрпризы, например, на день рождения. А ещё мальчик начинает осознавать, что дарить – не менее приятно, чем получать подарки. Мама, готовя новогодний стол, учитывая вкусы всех членов семьи, показывает дочери пример уважительного отношения к мнению каждого. Наблюдая за родителями, дети учатся строить гармоничные отношения.
Новогодние ритуалы развивают ребёнка независимо от его возраста. Украшая ёлку, двухлетний карапуз вполне может доставать небьющиеся игрушки из коробки и подавать их маме, он будет тренировать и развивать мелкую моторику пальцев. Трёхлетка справится с украшением этими игрушками нижних ветвей ёлки. Пятилетний с большим удовольствием смастерит простенькие гирлянды из бумажных колец. Первоклассник искусно разрисует окна или оформит их с большой выдумкой вырезанными из салфеток снежинками – здесь развивается не только тонкая моторика, но и фантазия, воображение. Подросток, увлечённый электроникой, создаст для ёлки эксклюзивное освещение, запрограммирует его на волшебный танец огоньков – проявит техническое мышление. Увлекает детей изготовление новогодних открыток, которые можно вручить бабушкам и дедушкам, тёте из кондитерского киоска, воспитателю в садике и всем-всем, кого захочется поздравить.
Дошкольники часто находятся в непростых отношениях со временем. В начале ноября в магазинах начинают продавать гирлянды и ёлочные шары – значит Новый год скоро? Но ведь до него ещё почти два месяца – целая вечность для шестилетки. Здесь на помощь придёт предновогодний календарь. Для малыша двух-трёх лет можно купить готовый, нарядно оформленный: благодаря ему ребёнок сможет выучить цифры. Четырёхлетний малыш с помощью этого календаря сумеет освоить прямой и обратный счёт. Ребёнок постарше пусть сам сделает такой календарь (на неделю или две). Предложите ему нарисовать в альбоме новогодние картинки по количеству дней, оставшихся до праздника. Если малышу трудно пока справиться с сюжетными иллюстрациями – пусть будут просто красивые снежинки или снежная буря на листе, на котором вы чуть позже напишете число. Разные или одинаковые будут изображения – особого значения это не имеет, ведь всё определяется желанием художника. Вместо рисованных картинок могут быть аппликации. Смысл в том, что отсчёт в календаре будет идти наоборот: не 24 декабря, 25 декабря, 26, 27, а «До нового года осталось 8 дней», … «Ура! Завтра Новый год», «Сегодня ждём Деда Мороза!»
Календарь можно сделать и совсем по-другому. Из планок создаём скелет ёлки: одна вертикальная, три горизонтальных. Размер произвольный, но на горизонтальных должен уместиться 31 крючочек или мебельный гвоздик. Фиксируем вертикальную планку на крестовине, коробе или кашпо – лишь бы конструкция была устойчивой. Обматываем мишурой (цветной бумагой, фольгой) или красим. Сверху крепим макушку из шара, звезду, ангела, создаём таким образом настоящую маленькую ёлку. На планках крепим крючочки, над ними пишем числа декабря. Развешиваем маленькие презентики для ребёнка. Для уже умеющих читать детей можно цеплять инструкции – как добраться до спрятанных сокровищ (например, «от ёлки отмерь шесть шагов влево – там и найдёшь подарок»), обучая их ориентироваться в пространстве. Такая игра развивает эмоционально-волевые качества: сколько терпения надо, чтобы не заглянуть в коробочку, которая висит на следующем крючке.
Сценарий новогоднего праздника, который вы напишете или закажете, может состоять исключительно из игр на внимание, память, мышление, воображение. Да и каникулы следует наполнить развивающими забавами. На пользу комбинаторному мышлению и мелкой моторике пойдёт собирание пазла с изображением Деда Мороза.
Творческие возможности празднования Нового года безграничны. Желание и фантазии родителей могут сделать его незабываемым и вывести ребёнка на новый уровень развития.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии