Праздник для размышления
Праздник для размышления
1 июня, День защиты детей, постигла участь 8 марта: оно стало праздником. Для малышей организуют уличные представления, их вывозят в кинотеатры, парки аттракционов. За развлечениями теряется истинный смысл даты – защита прав маленьких граждан. О том, кто и что может им угрожать, мы побеседовали с постоянной ведущей нашей рубрики «Школа для родителей» психологом Анной Бердниковой.
«Декларация прав ребенка», принятая еще в 1959 году, содержит ряд постулатов, вполне актуальных для современной России. Дети не должны страдать от социального неравенства, им обязаны обеспечить приоритетный доступ к медицинским услугам, они имеют право на образование, наилучшим образом соответствующее их склонностям и способностям. Но главное – это право на воспитание без насилия и унижения, часто нарушаемое даже заботливыми и любящими родителями.
– Анна, что же должен сделать любой родитель для защиты собственного ребенка?
– Защита – это формирование чувства защищенности. Если оно не сформировано в семье, то само по себе оно не возникнет. Для маленького ребенка важно, что рядом всегда находятся родители, которые вовремя придут на помощь в критической ситуации. К сожалению, часто в роли психологического агрессора выступает сам родитель.
– Насколько осознанно такое поведение взрослых?
– Никто не желает зла своему ребенку. Но часто родители просто не замечают, как преступают грань допустимого. Обычно это происходит в стрессовой ситуации – конфликт на работе, а еще чаще – в семье. В эмоционально тяжелый момент мама (а иногда и папа) склонны «разряжать» свое напряжение на ребенке. «Если бы не ты, мы бы не расстались», «я пожертвовала ради тебя научной карьерой»… Ребенок не может встать в позицию наблюдателя и осознать несправедливость обвинений. Неважно, что через час родители даже не вспомнят об этой вспышке гнева, в памяти ребенка каждое слово оказывается словно высечено в камне.
– «Нервные родители» – порождение нашего времени?
– Можно говорить о том, что последние 20 лет вся наша страна находится в ситуации нестабильности, и это, безусловно, глобальный стресс, который отражается и на детско-родительских отношениях.
– Но ведь в таком положении оказались не только российские родители, проблем хватает во всем мире…
– В западных странах давно существует такой государственный институт, как ювенальная юстиция. Там детско-родительские отношения – иногда к сожалению, а иногда и к счастью – отчасти вынесены за пределы семьи. Родители вынуждены корректировать свое поведение, опасаясь преступить определенные рамки, а иногда и прямо руководствуясь четкими правилами, как нужно поступать в той или иной ситуации.
– Неужели нельзя воспитать ребенка без государства?
– Как росло поколение современных родителей? Ясли, детские сады, пионерские лагеря – процесс воспитания из семьи был фактически изъят. Сейчас эти функции возвращаются семье, а у молодых родителей нет навыков, чтобы с ними справляться.
– Но разве воспитание – не естественный процесс?
– В большой семье, где одновременно живет несколько поколений – да. Там старший ребенок видит, как растят его братьев и сестер, младший имеет возможность возиться с племянниками. Это такие стихийные «семейные университеты». Современные же родители по большей части неумелы. К счастью, они все чаще осознают свою недостаточную компетентность. Так что будущее, на мой взгляд, за всевозможными родительскими курсами и школами, популярной педагогической и психологической литературой, иными словами – за осознанным родительством.
– О литературе: недавно Вы стали соавтором книги «Сонные сказки», которую можно рекомендовать мамам как основу для собственного педагогического творчества.
– В сентябре прошлого года я показала сотрудникам издательства «Речь» свою книгу «Как справиться с капризами?», в которой использовала сказко-терапевтический подход. После этого получила предложение поучаствовать в их новом сборнике, для которого написала пять сказок. У них есть главный герой – Зайка, а вот сюжета почти нет; ведь ребенок, вынужденный следить за увлекательными приключениями сказочных персонажей, скорее проснется, чем заснет. Так что внимание концентрируется на внутренних ощущениях Зайки – как скользят по его коже лучики закатного солнца, как он прислушивается к стуку колес поезда. Такие истории помогают ребенку сосредоточиться на собственных ощущениях, расслабиться и легко заснуть. Эти сказки подойдут всем малышам от двух до пяти, но сам ежевечерний ритуал важен и для более старших детей – он создает в семье особую атмосферу и способствует возникновению того самого чувства защищенности, которого так не хватает современным детям.
Беседовала Антонина РЫБАКОВА
Комментарии