Право на выбор
Право на выбор
Мой пятилетний сын хорошо развит для своего возраста, многим интересуется и увлекается. В прошлом году начал ходить на ушу, через несколько месяцев бросил – стало скучно. Весной занимался в изостудии – вначале нравилось, со временем восторгов поубавилось. В сентябре отправили мальчишку на гимнастику – все хорошо, тренер хвалит, упражнения получаются, но по утрам сынишка иногда спрашивает: «Сегодня же не надо идти на гимнастику, правда?» К тренеру у нас претензий нет, после тренировки сын счастлив, но эти слова меня беспокоят. Отец считает, что мальчик уже большой и нужно учиться доводить начатые дела до конца: если решил заниматься гимнастикой, будь добр ходи на тренировки до конца учебного года. А я сомневаюсь. Ведь ребенок тоже может решать, что ему выбрать, чем интересно заниматься, а чем нет. Не знаю, как мне поступить правильно: заставить ходить сына в секцию или следовать его желаниям.
Родители – главные люди в жизни ребенка, они определяют качество его жизни, помогают определиться с выбором (иногда совершают его за сына или дочь), и несут ответственность за все, что происходит с их чадом. В том числе и за его умение совершать выбор.
В каком случае человек получает это право? Когда обладает ресурсами и возможностями сделать выбор. Например, трехлетний малыш может выбрать носочки, в которых пойдет в сад. Для этого он достаточно сведущ и компетентен, у него есть любимые носки любимого цвета. Он может настоять на своем решении. Исключением может стать ситуация, когда выбранные носки категорически не подходят к платью на утренник, который будут к тому же снимать на камеру. Однако не для каждой мамы перечисленные условия сыграют роль ограничителя.
Но ни один трехлетка не может самостоятельно решать, ходить ему в сад или сидеть дома. У ребенка нет для этого полномочий и меры ответственности, необходимой для принятия такого решения. Но если малышу вдруг такое право в семье дают, и он ходит в сад, когда пожелает, то возникает большой вопрос к родителям. Скорее всего в этой семье правила, права и обязанности не урегулированы. И тогда на плечи ребенка перекладывается непосильная для него ответственность.
С выбором кружков сложнее. Ребенок должен как-то узнать, какую секцию ему стоит выбрать, как он сможет это сделать, если родители не подберут для него подходящий вариант.
Можно выделить две стратегии родительского поведения. Если Вы считаете, что выбирает секцию ребенок, значит, следуете за его интересом и не задумываетесь, как задержать его в гимнастике или боксе подольше. Если считаете приоритетным свое мнение, то убеждаете сына или дочь, рисуете перспективы, рассказываете о своем опыте посещения кружков в детстве.
Судя по письму, Вы более склонны ко второму варианту и Ваше поведение выстроено правильно. Когда мальчик жалуется, Вы слушаете его, сочувствуете: «Да, иногда на тренировке бывает тяжело и даже больно, но посмотри, какой замечательный прыжок, кувырок, кульбит у тебя получился сегодня. Это гораздо лучше, чем вчера. Ты замечательный гимнаст!»
Также Вы пишете о том, что тренер Вам нравится, претензий к нему нет, сын после тренировки счастлив, чувствует себя звездой. А ведь очень важно, когда в жизни ребенка существует такое пространство, где его признают.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии