Понимать и любить сибирское
Понимать и любить сибирское
Четвёртый межрегиональный этнокультурный форум «Сибирь многоликая» прошёл в Новосибирске. Большая часть площадок работала в Академгородке: в Точке кипения технопарка, гимназии №3, Выставочном центре СО РАН, ДК «Академия» и МЦ «Калейдоскоп».
Только этнографы точно знают, люди каких национальностей проживают на бескрайних просторах Сибири. По официальным данным, это представители 36 коренных народов и этносов, а также, конечно, русские, немцы, украинцы, татары, казахи, белорусы и многие другие. Им удаётся сохранять самобытность, помнить язык, песни и традиции предков. Об этом красноречиво говорит выставка национальных костюмов и предметов быта.
– Вот так, без отрыва, ножниц и узлов, создаются семейные композиции из кукол. Сплошная непрерывная нить – это символ крепкой связи и единения нескольких поколений одного рода, – рассказала мастерица по изготовлению традиционной вятской куклы Виктория Цибульская. – Научить этому можно даже маленького ребёнка. Вообще приучать девочек к рукоделию в старые времена начинали в возрасте 5-6 лет. Не из-под палки, а через игру. Первые куколки создавались из всего, что можно было найти во дворе и доме: палочки, трава, старые лоскутки, комочки шерсти и обрывки льняной пакли. К 8-10 годам у девочки уже была целая семья из 5-6 кукол. В эти игрушки она и играла.
Невозможно пройти мимо стенда «Таймырского Дома народного творчества». Жемчужина коллекции – народные костюмы от Анны Яроцкой. Конечно, современные ткани и искусственный мех помогают сделать их более красочными и носкими, но Анна Павловна умеет работать с любыми материалами.
Как-то незаметно вошли в жизнь россиян западные обычаи, например, бросание новобрачной букета или подвязки. Кстати, белое подвенечное платье – тоже заимствование XIX века. До этого обычно невеста одевалась в красные наряды. Хотя сейчас об этом уже мало кто помнит. А вот многих ненок до сих пор можно увидеть в традиционных широких поясах.
– Да, материалы новые, а значения всё те же, что и тысячу лет назад, – поведала хранитель фонда из Дудинки Светлана Петунская. – Девушка носит только пояс, без каких-либо подвесов – это значит, что парни уже могут обращать на неё внимание, знакомиться, ухаживать. И вот в её жизни появляется парень, а на поясе – два подвеса из бусин, жемчужин и бисера. Но окружающие видят, что два подвеса не связаны между собой, а это значит, что за такую девчонку можно ещё и побороться: вдруг оплошает парень или у девушки чувство пройдёт. После бракосочетания между подвесами появляется пара соединяющих нитей. Это значит, что судьба хозяйки пояса определена, такая девушка стала женой.
Немало удивления вызвал странный предмет, состоящий из черепа зайца, привязанного к короткой палочке.
– Эту игрушку дарили на пятилетие, – продолжает рассказ Светлана Валерьевна. – После нескольких взмахов надо попасть концом палочки прямо в центр черепа. Если у ребёнка получается, значит в будущем он будет отличным охотником.
Раньше этот предмет предназначался только мальчикам, а с недавних пор, по словам специалиста, стали дарить и девочкам.
Немалый интерес вызвала выставка работ учащихся Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса. Оказывается, будущие модельеры нередко ищут вдохновение в старинном русском костюме. Конечно, сложно представить современную девушку в сарафане и кокошнике, но, взяв за основу какие-то общие каноны, можно создать целую коллекцию в востребованном фольклорном стиле.
О жизни коренных народов Сибири снято немало художественных, документальных и анимационных фильмов. Некоторые из них были показаны в рамках кинофестиваля «Ада Чир-Суу» (с хакасского – «Земля предков»). Зрителей ждали не только показы, но и творческие встречи с режиссёрами.
Ещё участники форума водили массовые хороводы на творческих площадках и наслаждались выступлениями самодеятельных коллективов со всего Сибирского федерального округа на гала-концерте, посещали конференции и мастер-классы.
В следующем году новосибирцев ждут на большом этнопразднике в пятый раз.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии