Поможем семьям обрести надежду
Поможем семьям обрести надежду
Чувства родителей, у которых появляется ребенок с нарушениями в развитии, можно понять. Они оказываются в состоянии растерянности: так сложно поверить в то, что случилось, ситуация кажется безвыходной. Тем не менее, выход есть. И родителям, и малышу можно помочь.
В апреле этого года на базе «Комплексного центра социального обслуживания населения» Советского района (МБУ «КЦСОН») началась работа по проекту «Поможем семьям обрести надежду». Основная цель – создание службы ранней помощи семьям, имеющим детей до 3-х лет с различными нарушениями здоровья.
Что такое ранняя помощь? В первую очередь, это консультации педиатра, который непосредственно устанавливает диагноз и назначает медикаментозное лечение; специалиста по детской генетике; логопеда-дефектолога, информирующего родителей об особенностях психофизиологического развития ребенка в зависимости от диагноза, о методах коррекции нарушений; психолога, помогающего родителям снизить психологическое напряжение и преодолеть стресс, вызванный появлением «особого» ребенка в семье; специалиста по социальной работе по вопросам, связанным с оформлением ребенку инвалидности, различных льгот и компенсационных выплат.
Таким образом, первый этап ранней помощи – это установление контакта с семьей и диагностирование психофизиологического состояния ребенка. Затем, в зависимости от полученных результатов, различные специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу работы с каждым ребенком и каждой семьей. Специалист не просто консультирует родителей, а сопровождает семью, поддерживает ее, помогая найти наиболее эффективные пути восстановления или компенсации нарушенных функций и повышения адаптивных возможностей ребенка.
Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем успешнее будет протекать формирование психомоторных навыков у ребенка. Например, у детей с синдромом Дауна вследствие особенностей анатомического строения артикуляционного аппарата и пониженного мышечного тонуса в дальнейшем возникают нарушения речи, которые проявляются в недостаточной ее четкости, плавности и разборчивости. Если же мама в самом начале, начиная с младенчества, занималась с малышом, проводила комплекс специальных упражнений по подготовке артикуляции аппарата к активной речи и наряду с этим стимулировала развитие моторики и психических процессов, то эти нарушения удается в значительной степени скорректировать.
Формы сотрудничества с семьей могут быть разными. Они включают в себя периодические посещения семей специалистами (1-2 раза в месяц). Дефектолог и психологи обучают родителей проведению развивающих занятий с ребенком, помогают выстроить их программу так, чтобы формирование навыков было естественным образом включено в обычную жизнь малыша.
30 сентября на базе МБУ «КЦСОН» в рамках реализации проекта «Поможем семьям обрести надежду» состоялась встреча сотрудников учреждения с главными врачами поликлиник, их заместителями, заведующими педиатрическими отделениями, районным педиатром. Они с неподдельным интересом отнеслись к информации о работе отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и социальной реабилитации инвалидов. Основной акцент был сделан на создание системы ранней помощи на основе взаимодействия специалистов здравоохранения и социальных учреждений семьям, проживающим в Советском районе, где есть дети до 3 лет с врожденными нарушениями здоровья; на решение проблемы недостаточного взаимопроникновения медицинской и социальной модели реабилитации семей, входящих в группу риска, и тех, где есть дети-инвалиды и с врожденными нарушениями в развитии.
Сотрудники центра надеются, что в результате реализации проекта будет организована группа, состоящая из педиатров, генетиков, специалиста по социальной работе, юрисконсульта, психологов, дефектолога, которая будет разрабатывать и реализовывать комплексную программу по работе с каждой семьей. Это поможет предотвратить негативные последствия психологического кризиса: социально-психологическую деформацию и распад семей, минимизировать нарушения в психофизиологическом развитии больных детей.
Сейчас в проекте участвуют 5 семей. Родители получили консультации психолога и дефектолога, проявили большую заинтересованность к участию в групповых занятиях родительского клуба. Их будут проводить педагоги-психологи реабилитационных отделений. Здесь родители не только смогут обсудить волнующие их вопросы с психологами, но и поделиться опытом, свободно пообщаться друг с другом в доверительной обстановке. Более подробную информацию можно узнать по телефонам 334-62-75, 332-72-16, 332-31-36. Координатор проекта – психолог социально-реабилитационного отделения для инвалидов МБУ «КЦСОН» Евгения Викторовна Пензина.
Об этом проекте, а также о других формах работы с детьми с ограниченными возможностями сотрудники МБУ «КЦСОН» рассказали членам районного общественного совета по комплексной поддержке детей-инвалидов и семей, их воспитывающих, очередное заседание которого проходило 16 сентября в гостеприимных стенах этого учреждения. По программе «Разностороннее развитие личности через творческую и игровую деятельность, адаптированную для детей и подростков с ограниченными возможностями» работает отделение дневного пребывания (заведующая О. Василевская). Два раза в год здесь принимают детей и подростков с ограниченными возможностями, продолжительность заезда – 18 дней. О. Кулигина, зав. отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, провела по комнатам, где с детьми-инвалидами занимаются воспитатели и музыкальные работники, дефектолог и массажист, специалист по ЛФК и психолог. Дети получают трехразовое питание. Продолжительность пребывания ребенка в отделении – два с половиной месяца. Услуги детям-инвалидам предоставляются бесплатно, независимо от дохода семей, их воспитывающих.
В завершение встречи директор МБУ «КЦСОН» И. Цветкова, обозначив проблемы в работе по реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями, выразила надежду, что совместными усилиями членов общественного совета и привлеченных специалистов многие вопросы будут решены.
Е. Пензина
Комментарии