Пользователям мобильной связи
Пользователям мобильной связи
Почти у каждого из нас была ситуация, когда с баланса мобильного телефона магическим образом начинали пропадать деньги. Начинаешь теряться в догадках: почему? Ведь никаких платных услуг не подключал. Причин тут может быть несколько.
Все мы – активные пользователи Интернета и посещаем различные сайты. Чаще всего именно там расставлены хитрые ловушки. При регистрации на очередном сайте вам предлагают подтвердить регистрацию, указав при этом номер мобильного телефона. Или же из-за своей невнимательности вы подписались на платную рассылку новостей. Бывают случаи, когда абонент получает на свой мобильник смс-сообщение с незнакомого номера и ссылку на сайт с незатейливым текстом-приманкой, вроде: «С вами хотят познакомиться», «Оцени мою новую фотку» и т.п. Вы проходите по ссылке и начинается пропажа денежных средств с баланса вашего мобильного телефона. Поэтому следует знать простые правила, чтобы не попасть в подобную ситуацию: 1) никогда не отвечайте на незнакомые смс-сообщения и не перезванивайте на незнакомые номера, 2) не переходите по ссылкам, указанным в смс-сообщениях от незнакомых людей, 3) не указывайте номер своего мобильного телефона на различных сайтах, если же вы все-таки попались в ловушку, то первым делом необходимо зайти на сайт, с которого вам приходят смс-сообщения, и попробовать отключить подписку на рассылку новостей самостоятельно, т.е. отписаться. Ссылка на отписку обычно указывается в правилах сайта или подписки.
Если же самостоятельно у вас не получилось решить эту проблему или не можете найти ссылку на отписку, попробуйте написать грозное письмо в адрес службы поддержки сайта или администраторам с требованием отписать вас от рассылки.
Можете обратиться к своему сотовому оператору с просьбой помочь решить эту проблему. Вам отключат навязанную услугу, а если вы пригрозите жалобой в Роспотребнадзор, даже могут вернуть незаконно списанные средства.
В общество по защите прав потребителей регулярно поступают многочисленные жалобы от граждан, с чьих счетов мобильных телефонов неожиданно пропадали крупные суммы денег. При выяснении причин обнаруживалось, что всему виной – навязанные услуги контент-провайдеров, при этом потребителя не ставили в известность ни о самой услуге, ни о ее стоимости. Не был предоставлен и выбор – согласиться или отказаться от услуг, подключали автоматически, без согласия абонентов.
Один из самых ярких примеров – навязывание такой услуги, как Goodok – замена скучных гудков на любимую мелодию. Многие пользователи столкнулись с этой ситуацией в новогодние праздники, когда в подарок бесплатно предоставили веселую мелодию вместо скучного гудка. Акция продолжалась 30 дней, по истечении этого срока бесплатная услуга стала платной, и со счетов абонентов начали пропадать денежные средства.
Правительство РФ подготовило поправки к Федеральному закону «О связи», которые помогут защитить пользователей от произвола контент-провайдеров. Теперь прежде чем подключить вам какую-либо платную услугу, они будут обязаны уведомить вас, указав ее стоимость. Подключение возможно после подтверждения (ответное бесплатное смс-сообщение).
Нарушения, с которыми могут столкнуться пользователи услуг мобильной связи: 1) вам предложили распечатку соединений с указанием времени, даты и телефонных номеров за плату, хотя она должна предоставляться бесплатно, 2) при заключении договора размер высоты прописных букв составляет 1 мм, что существенно затрудняет чтение документа и ознакомление с полной информацией по договору, 3) изменение оператором в одностороннем порядке условий договора при уведомлении абонента через сайт или рассылку смс-сообщений за 10-15 дней до вступления в силу изменений. При этом если вы не явились в офис оператора и не написали письменный отказ от условий, вы считаетесь согласившимся на изменившиеся условия, 4) отправка смс-сообщений с коротких номеров со списанием с вашего счета денежных средств, если между вами и третьим лицом нет никаких договорных отношений.
Права пользователей мобильной связи прописаны в Федеральном законе от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», ФЗ РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», а также в «Правилах оказания услуг подвижной связи».
Если обнаружена пропажа денег с мобильного телефона или вы стали жертвами иного произвола со стороны операторов сотовой связи, можно: 1) написать претензию сотовому оператору (в произвольной письменной форме). В ней описываете проблему и передаете представителю оператора лично в руки или в электронном виде. На рассмотрение претензии отводится 60 дней, после чего вы получите ответ, 2) если ответ на претензию отрицательный, можете обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций. Заранее составьте претензию и предъявите доказательства по делу (например, выписку с лицевого счета абонента). Срок рассмотрения претензии – 30 дней. Обычно представители сотового оператора после обращения в эту инстанцию идут на мировое соглашение и удовлетворяют все ваши требования, 3) еще один действенный способ – предъявление досудебной претензии, в которой озвучивается угроза на подачу искового заявления в суд. Такие претензии подаются в приемные операторов сотовой связи с обязательной регистрацией, 4) последняя инстанция – суд. Исковое заявление подается со всеми имеющимися у вас доказательствами по месту нахождения юридической регистрации оператора сотовой связи. Но практика показывает, что до суда дело доходит редко, и все требования абонентов удовлетворяются на ранних стадиях.
Будьте внимательными, особенно при подписании договора. Тщательно изучайте все документы, прежде чем их подписать! Договор может предупредить множество проблем. Необходимо знать законодательство и не бояться отстаивать свои интересы.
Территориальный отдел Роспотребнадзора
Комментарии