• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:38 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    21.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Почему подросток отдаляется?

    Почему подросток отдаляется?

    Почему подросток отдаляется?

    Дочь заканчивает девятый класс. Учится вроде бы неплохо, без троек, но, думаю, могла бы и лучше. Она считает, что четыре в её профильном классе – это всё равно, что отлично в обычном. Вижу, как по вечерам сидит в телефоне, слушает музыку, с кем-то общается по сети. Когда говорю, что мало времени учёбе уделяет, обижается: мол, это её жизнь и её образование. Пытаюсь с ней больше разговаривать, интересоваться её делами – она отвечает односложно. Более серьёзные длительные разговоры у нас получаются, только когда ей нужна помощь. Мне кажется, чем больше я пытаюсь не потерять с ней связь, тем сильнее дочь её рвёт.

    Видимо, так и есть. Вас огорчает, что дочь к вам практически не обращается за дружеским участием, но в её возрасте это вполне закономерно. Друзья – люди, которых она ощущает на одной волне с собой, она понимает и поддерживает их, они понимают и поддерживают её. Дружеские отношения – это равноправные отношения. В ваших с ней посиделках и обсуждениях больше не дружеского участия, а, скорее, контроля: всё ли в порядке. Дочь это чувствует и старается обращаться к родителям в тех ситуациях, когда не может не обратиться, когда ей нужны разъяснения, деньги, руководство к действию – ресурсы, которые не могут обеспечить друзья. А от сверстников она получает поддержку, не приправленную контролем и опасениями.

    Лет десять назад я работала со школьниками, мы проводили исследование конфликтогенов детско-родительского общения по структуре Я-высказывания. Начали с изучения фразы «Как дела?». Подростки реагировали на неё преимущественно агрессивно либо уходом в себя, закрытием. Из анкетных пояснений стало понятно, что многие, когда слышат эти слова, уверены: спрашивающим движет не интерес к делам, а желание проконтролировать. Хотя, например, словарь С.И. Ожегова вводит эту фразу как устойчивое выражение, обозначающее искренний интерес к делам собеседника.

    Когда-нибудь, когда вы с ней будете равны по статусу, обе будете взрослыми женщинами, между вами сможет выстроиться дружеское общение. Сегодня вы взрослая, совершеннолетняя женщина, несущая ответственность за свою дочь, поэтому и контролирующая. Периодически тревожитесь, находясь в главенствующей позиции. А дочь – подросток, несмотря на то, что ощущает себя взрослой, во многом всё-таки зависит от родителей. Поэтому паритетные равноправные отношения здесь практически невозможны.

    Стремление оградить ребёнка от проблем и помочь пройти системные трудности наиболее легко вполне понятно. Но подросток не видит тех усилий, которые для этого прикладывает взрослый, многое из происходящего он воспринимает как само собой разумеющееся. И рано или поздно с трудностями всё равно предстоит столкнуться. Возможно, если столкновения происходят сообразно возрасту, то и переживаются они легче.

    Учитывая, что дочь справляется со своими основными академическими задачами, предлагаю и вам немного дистанцироваться, задекларировав свою позицию. Например, скажите, что очень дорожите общением с ней, видите, как ваша инициатива влияет на происходящее, поэтому если вы ей понадобитесь, она знает, где вас искать. Мама всегда рядом, готова помочь и поддержать.

    Имеет смысл провести ревизию собственных интересов и сосредоточиться на них, иногда приглашая дочь разделить какие-то из них. Тогда это общение будет в большей степени дружеским, чем детско-родительским, оно будет вращаться вокруг ваших интересов, которые дочь готова разделить.

    А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    359 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1129 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    439 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное