Победная квантовая точка
Победная квантовая точка
17 мая прошла церемония награждения победителей городского конкурса молодых ученых-инноваторов. Одним из победителей стала аспирантка Института физики полупроводников Ксения Астанкова с проектом «Новый наноматериал для интерференционных светофильтров и дифракционных решеток».
Все тонкости работы Ксении далекому от физики человеку постичь, конечно, непросто, но суть проекта заключается в использовании уникального наноматериала – германиевых квантовых точек в диэлектрике. Над этой задачей она уже несколько лет работает вместе со своим научным руководителем к.ф.-м.н. Евгением Гороховым.
– В последнее время ведется множество дискуссий, зачем нужны наноматериалы. Мы обнаружили два перспективных направления использования, – рассказала Ксения. – Во-первых, с его помощью можно изготавливать интерференционные фильтры (такие применяются в различных оптических системах). Простейший пример – солнцезащитные очки, которые должны защищать глаза от ультрафиолета. Протестировав несколько пар, мы обнаружили, что некоторые из них практически бесполезны, а те, что все-таки защищают от солнца, – достаточно дорогостоящий продукт. Мы можем предложить более дешевый вариант. На стекло наносится несколько тонких слоев наноматериала с прослойками из диэлектрика: толщина линз обычных солнцезащитных очков составляет 2-3 миллиметра, толщина нашей пленки – всего одна сотая микрона. Пленка эффективна, метод ее изготовления прост, а оптические параметры можно варьировать в широком диапазоне с помощью технологических приемов. Второе перспективное направление – дифракционные решетки. Эти пластинки, на которые нанесены штрихи, нужны, чтобы разлагать белый свет в спектр. Область применения – всевозможные спектральные приборы, а также голография.
О науке Ксения говорит увлеченно, и трудно поверить, что всего несколько лет назад она всерьез собиралась посвятить себя банковскому делу:
– Я окончила факультет радиотехники, электроники и физики НГТУ, специализировалась на кафедре полупроводниковых приборов и микроэлектроники. Честно говоря, попала туда практически случайно: больше привлекали финансы и кредит. Но о том, что изменила решение, нисколько не жалею, несмотря на все трудности, которые переживает наша наука. Помню, как еще на первой лекции нам сказали, что «в России микроэлектроники нет». С финансированием, конечно, испытываем проблемы, и выживают многие институты как раз за счет грантов.
В Институт физики полупроводников Ксения пришла на практику, сделала здесь бакалаврский и магистерский диплом, а потом решила остаться и поступить в аспирантуру. Ближайшая глобальная задача – написание диссертации. Ее название немного отличается от темы гранта, но работа посвящена применению того же материала для нанолитографии.
– Без Ксении я бы эту тему не вытянул, – рассказал нам ее научный руководитель Евгений Горохов. – Мы работаем очень слаженным коллективом, в котором все друг друга дополняют, поэтому эффективность нашей работы очень высока. Конечно, стараюсь передать ей свой опыт. Ксения много времени посвящает поиску нужной литературы, это позволяет получить новую полезную информацию и выбрать верное направление исследований. Очень сложная часть нашей деятельности – оформление печатных работ: нужно много писать, переводить, готовить иллюстрации к текстам. В этом помощь Ксении неоценима. Кроме того, совместное обсуждение помогает лучше понять проблему. Я очень доволен тем, что сложился такой тандем, и думаю, что это удачное сочетание дает определенный интеграционный эффект: один плюс один – больше двух.
По мнению Ксении, среди главных достоинств научной деятельности – творческая составляющая. Один день не похож на другой, и однообразной работу никак не назовешь.
– Всему свое время: и постановке эксперимента, и работе с литературой. Бывает, что сделаешь только один эксперимент в году, а все остальное время анализируешь его результаты. Стараемся хотя бы раз в год посещать конференции. Я уже успела съездить в Минск, в Санкт-Петербург. Одна из конференций проходила на теплоходе, так что удалось совместить приятное с полезным. Помню, в Кижах меня очень впечатлила деревянная церковь, сделанная без единого гвоздя. В этом году вместе с научным руководителем планируем посетить международную конференцию в Екатеринбурге. Там мне предстоит сделать устный доклад на английском языке. Конечно, выступать перед коллегами и сложнее, и ответственнее, чем просто стоять у стенда с плакатом. Надеюсь, что как-нибудь удастся съездить на конференцию за границу. Я бы не отказалась поработать там несколько месяцев, а вот жить постоянно, наверное, не смогла бы: для русского человека это непросто.
Как призналась Ксения, ее профессия у незнакомых людей сразу вызывает интерес: в обывательском представлении девушка и физика несовместимы. Сама она не считает, что занимается чем-то особенным. И думает о физике постоянно:
– Наверное, я только во сне не думаю о науке – постоянно в голове какие-то идеи прокручиваются. Физика все время учит чему-то новому: понимаешь, отчего бывает радуга, по какому принципу работает сотовый телефон, те же солнечные очки, и вообще как устроен мир.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии